Более тридцати лет – с 1953 года почти до своей кончины в 1983 году – отец Александр Шмеман еженедельно выступал в эфире «Радио Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере – отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности.

В этом году портал «Правмир» совместно с издательством ПСТГУ предлагают вам вновь окунуться в атмосферу тех лет, когда сквозь глушение и помехи слушатели в СССР неделю за неделей включали свои приемники, чтобы услышать эти возвращающие к вере беседы. Неделю за неделей, одно за другим литургические события Великого поста – вплоть до Светлого Воскресения Христова.

Беседа «Молитва Ефрема Сирина. О целомудрии» посвящена теме возвращения к полноте человечности — и каждого отдельного человека, и общества в целом.

Молитва Ефрема Сирина. О целомудрии

Продолжим сегодня разбор великопостной молитвы святого Ефрема Сирина — молитвы, в которой Церковь, как я говорил уже в прошлых моих беседах, выразила свое понимание, свое переживание Великого поста.

Великий пост — это время раскаяния, время переоценки каждым всей своей жизни. И не только на поверхности, а на глубине — в том пласте нашей души, нашего сознания, где делаем мы свой настоящий выбор, где решаем, для чего и как живем. Так вот: это раскаяние и эта переоценка сформулированы в молитве, которую верующие повторяют ежедневно, по которой они учатся проверять себя и которая, таким образом, является своего рода духовно-нравственным камертоном.

В прошлых беседах я говорил о первых, «отрицательных», так сказать, прошениях молитвы святого Ефрема Сирина, и старался показать, что в каждом из них определен не просто один из недостатков, но целое измерение, целый пласт зла, постоянно извращающего нашу жизнь. Сегодня мы перейдем к положительным прошениям.

Мы знаем уже, какие бездны кроются за этими такими невинными с виду грешками — праздностью, унынием, любоначалием, празднословием. Посмотрим теперь, что противопоставляет им молитва Ефрема Сирина или, вернее, само христианство, весь христианский замысел о человеке.

Первое, о чем мы просим, — это дух целомудрия. Какое удивительное, какое прекрасное слово! Обычно оно отождествляется только с понятием половой чистоты: целомудрие противопоставляется разврату. Но первоначальный, настоящий смысл этого слова неизмеримо более глубокий. Оно слагается из двух слов: целый и мудрый. И, может быть, ни одно другое слово не выражает с такой полнотой нечто самое глубокое, самое таинственное и высокое в христианском понимании жизни.

Целое — значит противоположное всему частичному, тому, что вырвано, отделено, изолировано от целостного. Целый, целостный — да, именно тут, в этой жажде, в этом видении целого и целостного как желанного заключается основной пафос христианства. Всякий грех, всякое зло — это всегда и прежде всего раздрание, нарушение целостности, капризный выбор части взамен целого.

Всякий грех, всякое зло — всегда сужение, обеднение, снижение. Человек, которым владеет страсть, любая — от самой мелкой страстишки до всепоглощающего огня так называемой большой страсти — это человек, потерявший себя как целостность, все целое свое подчинивший какой-то части. А когда часть заменяет собою целое, человек болен, ущерблен, обеднен. В этом нарушении целостности, в подчинении себя чему-то частичному христианство видит падение человека, его грех. И призыв Христа — это призыв к человеку восстановить свою целостность, вернуться к полной человечности.

Целостность же ведет к мудрости. И опять-таки нужно понять огромную разницу между умом и мудростью. И преступник, и одержимый страстью, и всякий, кто выбрал часть и частное в ущерб целому, может оставаться при этом очень умным человеком. Говорят даже, что у преступника, всего себя подчинившего злому умыслу, так же, как и у человека, изо всех сил стремящегося к удовлетворению своей страсти, ум действует особенно ясно и отчетливо.

Можно написать очень умную книгу о чепухе и быть очень умным в зле. Но ни в зле, ни в страсти, ни в какой частичности, раздробленности и ущербленности нельзя остаться мудрым. Мудрость возможна только там, где есть целостность, где ни зрение, ни сердце, ни совесть, ни сознание не отравлены капризом частичного. Цело-мудрие, т. е. целостная мудрость и мудрость целостности — вот основа, вот глубинное вдохновение христианского понимания человека. И об этой основе, о духе целомудрия мы и молимся в первую очередь, когда от отрицательных прошений великопостная молитва переводит нас к положительным, ставит лицом к лицу с той полнотой и целостностью, которую мы все время в себе нарушаем и ущербляем праздностью, унынием, любоначалием и празднословием.

Но нужно пойти дальше индивидуальной человеческой судьбы. Нужно понять и почувствовать, что целомудрия мало в жизни вообще, что и общественно-политическая, и семейная наша жизнь тоже отравлена, тоже ущерблена отсутствием этого целомудрия, т. е. все той же страстью снизить и обеднить целое, выдав за него часть, и ей, этой части, целое подчинить.

На наших глазах торжествуют идеологии, в самой своей основе отрицающие целомудрие, провозглашающие и навязывающие нам как абсолютную истину, как последний вывод «самой передовой науки» безобразно увечный образ человека. Это сведение человека к материи, экономике и производству; это сведение всей жизни и всей истории к «борьбе классов»; это сведение жизненного идеала к безрадостно-бездушному коллективному раю. Что же все это, как не отрицание целомудрия, как не измена целостности и мудрости? И потому как нужен нам этот глубокий вздох о целомудрии, эта печаль, это желание вернуться к нему!

«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему…» И прежде всего — дух целомудрия, т. е. возможность внутренне подняться над всем частичным, над безнадежной разорванностью всей нашей жизни, над приземленностью всех унижающих человека идеологий, над рабским подчинением системам и теориям, давно позабывшим о красоте и чистоте, целостности и мудрости.

С этого вздоха, с этого ощущения целомудрия как единственной основы жизни начинается раскаяние. Тут сердце христианского видения человека, его царственного достоинства и призвания.

Публикуемые проповеди представляет слушателю сохранившиеся и отреставрированные записи бесед о. Александра из архивов «Радио Свобода». Они содержатся в вышедших параллельно в печатном виде и на аудиодисках «Беседах о. Александра Шмемана», подготовленных к изданию в России издательством ПСТГУ.

Приобрести издание можно в «Православном Слове на Пятницкой»

 

Читайте также:

Протопресвитер Александр Шмеман: Эпоха космического празднословия (+Аудио)

Протопресвитер Александр Шмеман: В каждом из нас дремлет маленький сталин (+Аудио)

Протопресвитер Александр Шмеман: Короткая молитва святого Ефрема (+Аудио)

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.