Ответьте двумя-тремя фразами, что говорит книга Деяний апостольских о перечисленных людях, местах и событиях?
1. Стефан
2. Иерусалимский апостольской собор
3. Гамалиил
4. Матфий
5. Артемида Эфесская
6. Корнилий
7. Анания и Сапфира
8. Варнава
9. Эфиопский евнух
10. Царь Агриппа и Вереника
11. Милит
12. Афины
Ответы
1. Стефан (Деян 6:5—8:1) — один из первых служителей древней Церкви (диаконов). Арестованный по ложному обвинению, произнес перед синедрионом речь о том, что в христи-анстве исполнились обетования Ветхого Завета; был приговорен к побиению камнями; среди тех, кто вел его на казнь, был совсем юный Савл, которого по несовершеннолетию к исполнению приговора не допустили; это — будущий апостол Павел. Церковь называет Стефана первомучеником.
2. Иерусалимский апостольский собор (Деян 15:1—35) — собрание апостолов и пресвитеров в Иерусалиме, рассматри-вавших вопрос о том, можно ли крестить язычников, или же их нужно предварительно обращать в иудейство. Собор принял решение о том, что язычников крестить можно, преподав им краткий свод ветхозаветных правил: “воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите”.
3. Гамалиил — ученый и всеми уважаемый фарисей, член синедриона. В Деян 5:34—39 при допросе Апостолов в синедрионе дает совет отпустить их, ибо если дело их — просто человеческое, то оно само рассеется, если же оно от Бога, то его не разрушишь, — “берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками”. В Деян 22:3 апостол Павел называет Гамалиила своим учителем.
4. Матфий (Деян 1:15—26) — двенадцатый апостол, избранный по жребию вместо Иуды.
5. Артемида Эфесская (Деян 18:24—19:40). Культ богини Артемиды в Эфесе приносил жителям города большие доходы. Проповедь апостола Павла в Эфесе, имевшая там большой успех и подрывавшая городской культ, была воспринята чернью крайне агрессивно; возник мятеж под лозунгом “велика Артемида Ефесская!”. Мятежники требовали смерти Апостола и его спутников, но тем удалось спастись.
6. Корнилий — римский центурион (сотник) Италийского полка, стоявшего в Кесарии (Деян 10:1—48), “благочестивый и боящийся Бога”. Получив в видении указание пригласить к себе апостола Петра, последовал ему. Петр же, предварительно имевший видение о том, что запрет на нечистую по иудейским законам пищу отныне отменяется, вошел в дом римлянина, разделил с ним трапезу и, проповедовав Корнилию, его семье и друзьям Благую Весть, крестил их.
7. Анания и Сапфира — супруги, члены первохристианской общины (Церкви). Когда все христиане решили продать свое имущество, а деньги обратить на общие нужды, Ананий и Сапфира утаили часть денег, полученных ими за продажу земли, и Бог покарал их немедленной смертью, — поскольку, по словам апостола Петра, они солгали “не человекам, а Богу”.
8. Варнава — левит с Кипра, друг и спутник апостола Павла. Прозвание Варнавы (“сын утешения”) получил от Апосто-лов, когда принес в Церковь деньги, полученные при продаже своего имущества (Деян 4:36). В Деян 11:19—30 сообщается, что он год учил в Антиохии и что именно его ученики впервые стали называться христианами. О нем говорится также в Деян 12:25; 13:1—15:41.
9. Эфиопский евнух — придворный эфиопской царицы, обращенный Филиппом (Деян 8:26—39). Филипп встретил его в дороге, когда тот, сидя в колеснице, читал пророка Исайю. После того, как Филипп по его просьбе разъяснил ему пророчество Исайи о Мессии (ср. Ис 53:7—8), эфиоплянин попросил крестить его, как только колесница достигла реки, и его просьба была выполнена.
10. В Деяниях упоминаются два царя Агриппы: Ирод Агриппа I, царь Иудеи (Деян 12), предпринял гонения на христиан; он казнил апостола Иакова, брата Иоанна, арестовал апостола Петра (который был чудесным образом выведен из темницы), после чего казнил стражей. Когда Агриппа, сидя на троне, обратился к присутствующим с речью и придворные восклицали “это голос Бога, а не человека”, Ангел поразил его, и он умер, изъеденный червями.
Ирод Агриппа II, царь Халкиды, упоминается в глл. 25—26. Он вместе с Вереникой прибывает в Кесарию поздравить нового римского наместника Феста и изъявляет желание послушать арестованного Павла (Деян 25:13—26). Павел держит речь перед царем Агриппой, Вереникой и Фестом по всем правилам риторики, излагая историю своего обращения и свидетельствуя об Иисусе Христе (Деян 26: 1—23). Агриппа, Вереника и Фест не находят Павла виновным в каком-либо преступлении и хотели бы его отпустить, но по собственной его просьбе решают отослать Апостола в Рим (Деян 26:24—32).
Упоминаемая в тексте Вереника — сестра Ирода Агрип-пы II.
11. Милит (Деян 20:15—38) — место проповеди апостола Павла. Бывший главный город Ионии. Пригласив в Милит пресвитеров Церкви из других мест, Апостол специально предупредил их о грядущем нашествии лжеучителей.
12. Афины (Деян 17:16—32) — место проповеди апостола Павла, где он дал пример миссионерской терпимости, сказав знаменитые слова: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны, — имея в виду при этом обилие жертвенников на улицах, в том числе и жертвенник “неведомому Богу”. Свое обращение Апостол закончил блестящим риторическим приемом: Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.