В издательстве «Никея» вышла новая книга иеромонаха Макария (Маркиша) «Мужчина и женщина» — в рамках серии «Вопросы и ответы».
В своей новой книге священник, известный публицист, преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии иеромонах Макарий (Маркиш) отвечает на вопросы, которые никого не оставят равнодушными. Что в отношениях между мужчиной и женщиной свято, а что, напротив, греховно? Как обрести любовь? Как создать счастливую семью? Как сохранить супружеский союз? На эти и многие другие важные вопросы отец Макарий отвечает, опираясь не только на житейский опыт и научные данные, но и на непреложные христианские истины.
Предлагаем Вашему вниманию главу:
Псевдоблагочестие
Давайте вспомним, что говорит Церковь о достоинстве человека. В июне 2008 года Архиерейский собор единогласно принял «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».
Знать и хорошо понимать содержание общецерковных документов такого уровня — прямая обязанность каждого верующего. Приведем несколько отрывков из первой части, озаглавленной «Достоинство человека как религиозно-нравственная категория»:
«Согласно библейскому откровению, природа человека не только сотворена Богом, но и наделена Им свойствами по Его образу и подобию. Только на этом основании можно утверждать, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством. Святитель Григорий Богослов, соотнося человеческое достоинство с актом Божественного творения, писал: «Так щедро всех людей наделил Бог, конечно, для того, чтобы равным раздаянием даров Своих показать и одинаковое достоинство нашей природы, и богатство благости Своей».
Воплощение Бога Слова засвидетельствовало, что и после грехопадения достоинство не было утрачено человеческой природой, ибо в ней остался неистребимым образ Божий, а значит, и возможность восстановления человеческой жизни в полноте ее изначального совершенства… Подобающая достоинству жизнь соотносится с понятием подобия Божия, которое по Божественной благодати достигается через преодоление греха, стяжание нравственной чистоты и добродетелей. А поэтому человек, носящий в себе образ Божий, не должен превозноситься этим высоким достоинством, ибо это не его личная заслуга, но дар Божий.
…Согласно православной традиции, сохранение человеком богоданного достоинства и возрастание в нем обусловлено жизнью в соответствии с нравственными нормами, ибо эти нормы выражают первозданную, а значит, истинную природу человека, не омраченную грехом. Поэтому между достоинством человека и нравственностью существует прямая связь. Более того, признание достоинства личности означает утверждение ее нравственной ответственности».
— Вот уже несколько лет меня посещает мысль о том, что я могла бы посвятить некоторое время монастырю и приложить там все усилия для своего духовного исцеления. Но я не могу надолго покинуть мужа, свою семью: они меня очень любят и будут страдать в мое отсутствие… Им будет тяжело, и я не могу их оставить в таком положении.
— Неплохая вроде бы мысль, но что заставляет вас стремиться именно в монастырь для духовного исцеления, если оно вам в самом деле необходимо? Разве вас лечат монастырские стены, монастырский устав или монастырская трапезная?
Надо ли вам напоминать, что вас исцеляет Христос, Истинный Бог и что условия для исцеления мы создаем своей любовью к Нему и к нашим ближним? У вас есть семья — это прекрасно!
Если есть семья, есть люди, которые вас любят и которым вы нужны, то не она ли создает идеальные условия для любого духовного исцеления?! Для того Господь и создал семью, чтобы в ней возрастала любовь, чтобы люди получали все духовные плоды на ее основе…
Лично для вас существует особое святое место, место вашего жизненного подвига — ваша семья, ваш дом, ваша «малая Церковь». Оставить его в погоне за неким призрачным исцелением было бы глубокой, непоправимой ошибкой.
Исцеление должно быть не призрачным, а реальным. Обязательно нужно найти такой храм и священника, где вы станете серьезно и сознательно исповедоваться. В наше время в большом городе это, к счастью, совсем не сложно. Верно, что именно за этим люди стремятся в монастыри.
Кратковременная поездка пошла бы на пользу и вам — вместе с мужем, разумеется, — но в первую очередь надо устроить свое исцеление по месту жительства.
— У меня двое детей, часто болеют, муж много работает. Никак не могу выбраться, чтобы поехать по святым местам… Что делать?
— Благодарить Господа, что Он, посредством трудностей и болезней ваших детей, предохраняет вас от ненужных, бесполезных для вас и вашей семьи дел, удерживает вас в своем доме, на своем месте.
Неужели вам кажется, что мать и жена должна бежать прочь из семьи «по святым местам», оставив мужа и детей? Кому на пользу такой «подвиг»? Помните: для вас нет другого святого места, такого как ваш дом, ваша «малая Церковь».
— Зачем сегодня пускаться в сложные рассуждения, чтобы понять, насколько опасны, губительны внебрачные связи? Связь девственности с качеством потомства смогли объяснить генетики, открывшие в прошлом веке явление телегонии: решающее влияние на потомство женщины имеет первый в ее жизни мужчина. Именно он, а не будущий отец ребенка, закладывает генофонд потомства каждой женщины, вне зависимости от того, когда и от кого она будет рожать своих детей. Конечно, открытие это сразу засекретили. Но заговор молчания надо разрушить, и тогда нравственный климат полностью изменится.
— Снова убеждаемся, что простота хуже воровства. Куда хуже! Заговор молчания если и есть, то довольно-таки сомнительный: про телегонию не первый год бубнят на всех углах сотни тысяч тех же самых безбожных листков, что запугивают публику пластиковыми карточками, налоговыми номерами и штрихкодами.
Но подобное будем лечить подобным. Вы нам про липовый заговор, а мы вам — про всамделишный и очень опасный. Заговор этот направлен против вас, людей достаточно любознательных и толковых, чтобы интересоваться наукой и в целом понимать предмет разговора, но не настолько осведомленных, чтобы сразу вскрыть обман. Согласно кивнув, вы проглотите это «научное обоснование», а потом кто-нибудь более образованный злорадно посадит вас в лужу, осрамив перед родными и знакомыми.
Вот тогда-то вы в гневе вышвырнете вон телегонию, а заодно и все остальное, что у вас с нею по какой-то причине ассоциировалось, например, Евангелие… Именно так и действуют настоящие заговорщики, перед которыми поставлена цель изменить наш нравственный климат!
Теперь немного по содержанию вопроса. Конечно, влияние половой активности самки на вероятность мутаций (например, за счет проникновения чужеродной ДНК в яйцеклетку в стадии созревания) вряд ли следует отрицать.
Опыты на грызунах демонстрируют такую возможность, но, очевидно, эксперименты такого рода на людях исключены, а имеющиеся данные не дают никаких оснований для опровержения классической генетики. В любом случае приведенное выше утверждение о независимом заложении генофонда потомства — не просто ошибка, а бессвязный бред.
Тема эта обсуждалась на весьма представительном православном научном форуме — на Международных Рождественских чтениях 2005 года в Москве, где подробнейшим образом были рассмотрены и опровергнуты все «не слишком научные» доводы проповедников телегонии. Каждый желающий может самостоятельно ознакомиться с этими материалами, а мы приведем лишь краткую цитату из заключительной части доклада Г. Муравник:
«…Проблема, как мне представляется, лежит не только и не столько в научной плоскости. Во всей этой истории с «феноменом телегонии» непонятно одно: кому и зачем понадобилось вытаскивать эту покрытую пылью столетий проблему, фальсифицировать ее и строить на ней проповеди, направленные на воспитание христианской нравственности? Хочется спросить: а если после добрачного (или внебрачного) полового контакта не будет наблюдаться никаких последствий для здоровья будущих детей, то что же — тогда все «это» можно? Или все-таки нельзя?»
Вот и выходит, что сегодня, как и всегда, человеку необходимо пускаться в рассуждения о жизни, добре и зле — пусть и не слишком сложные, но очень серьезные и ко многому обязывающие.
— Я прочитал заметку о телегонии, и мне стала противна моя жена: до меня она уже была замужем. Воспоминание о телегонии мучает меня, как только возникает мысль о супружеской близости. Как мне справиться с этим?
— Вся затея с телегонией — это безбожный вздор, настоящий заговор сатаны для разрушения семей и подрыва нравственности. А если так, то чему удивляться? Дьявол атакует всех нас, и мы сопротивляемся ему именем Божиим! Справиться с этим наваждением надо именно на таком основании — как с чуждым, бесовским помыслом, направленным на разрушение вашей супружеской любви, как с клином, который сатана вбивает между вами и вашей любимой, единственной женой, матерью ваших детей, настоящих и будущих.
Клин клином вышибают: спокойно и смиренно повинитесь перед Господом и направьте все ваши способности на укрепление и усиление брачных отношений, сделайте жену самой радостной и счастливой женщиной на свете. Именно этого, именно сейчас ждет от вас Христос!
— Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, возможен ли брак между крестными, если мы крестили взрослого человека? У нас раньше были серьезные отношения, а потом мы расстались. Через некоторое время наш общий друг решил креститься и пригласил нас быть ему крестными родителями. Мы были не просто заочно вписаны, а прошли обряд крещения. И вот теперь, спустя несколько лет, зашла речь о том, чтобы вернуть отношения, но боимся, что это грех.
— Вопрос о браке между восприемниками (крестными родителями) одного и того же младенца вызывает немало разногласий и споров. Прежде всего заметим, что никаких церковных канонов на этот счет не существует, в чем каждый может убедиться, просмотрев Книгу правил. Однако есть определенные церковно-правовые акты, касающиеся данного предмета.
Далее, дабы избежать возражений и полемики, сошлемся на следующий авторитетный источник: Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении. Григоровский С. П. Издательский совет РПЦ. 2007. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II. С. 49—51.
«В настоящее время приведенная 211-я статья Номоканона [где указывается на недопустимость брака между восприемниками] не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененною… Так как при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою».
Тем самым вопрос исчерпан. Что же касается ваших «отношений» и что за ними стоит, то этот предмет скорее принадлежит частной исповеди.
— После многих лет в браке я начал думать, не принять ли мне монашеский постриг. Моя жена несчастлива со мной — это твердо осознанный и принятый мною факт. Причина? Их тысячи! Да, я несовершенен. Но что поделаешь? Для чего-то Господь дал мне все мои качества?! Нельзя же прибавить себе росту на локоть.
— Не надо прибавлять себе росту. Это неразумно. Не для этого Господь дал вам жизнь, жену, детей. Едва ли не самая гнусная и губительная ложь безбожного мира заключается в этих словах: «Какой я есть, таким я и останусь».
На самом деле наоборот: «Какой я есть, таким я не буду больше никогда». Жизнь — не состояние, а процесс.
Восхождение в гору или соскальзывание с нее происходит в зависимости от направления моей воли. Что во мне есть доброго и светлого, то я, благодаря Господу, буду в себе укреплять и развивать. Что есть во мне злого и темного, то я, с Божией помощью, буду в себе искоренять и уничтожать. Это называется покаяние. Это называется жизнь. Не надо прибавлять себе росту. Надо прибавить добра и убавить в себе греха. Этим все главное сказано. А выводы очень простые.
Начиная с сегодняшнего дня посмотрите на себя другими глазами — глазами Христа. И исполняйте Его волю здесь и сейчас, а не в фантастическом «постриге» или еще какой-то выдумке. Рядом с вами — живые люди, ваша жена и дети, которым вы можете принести добро. Вы можете сделать их счастливыми — это опять же не состояние, а процесс.
Каждый день, каждый час посвятите тому, чтобы в чем-то, хотя бы в чем-то, сделать их счастливее, радостнее, ближе ко Христу. Дети, в силу их возраста, будут постепенно отходить от вас («Оставит человек отца и мать….»), а жена, наоборот, приближаться к вам, по мере того как вы будете преодолевать ошибки, грехи и заблуждения прошлого. Не останавливайтесь в этом благодатном подвиге! Путей и способов — тысячи! Употребите здравый смысл и жизненный опыт, молитву и христианскую мудрость, чтобы выбрать наилучшие для вас. Начинаем с себя самого. Начинаем сегодня же.
— Друзья меня попросили принести им святой воды, чтобы омывать личико некрещеного ребенка (ему 2 года, крестить собираются через год)? Можно ли это делать?
— Формально говоря, можно. Но формализм, как мы знаем, приносит больше вреда, чем пользы. Помните, что младенец входит в Церковь как составная часть своей семьи, по вере родителей. А что же родители, что же их вера? Вот вы и спросите: «Если вы верите в Бога, в Его Святую Церковь, то почему не крестите ребенка?
А если не верите, то зачем вам святая вода?» И прочтите им знаменитый стих (3 Цар. 18: 21): «И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова».
— У нас родился первенец. В храме мне сказали, что старцы не благословляют прививать детей. Но свекровь настаивает, она очень властная, я боюсь, что она добьется своего…
— Кого и чего нам бояться? Свекрови? Старцев? Или невежества? О «благословении старцев», властолюбии и мнимом величии некоторых из них у нас уже шла речь; теперь попробуем разобраться в существе дела. Послушаем, что говорит опытный детский врач:
«…Напоминаю вам, что медицине чужд формализм, и общим схемам в ней не место: каждый человек уникален. Поэтому вопрос о прививках в каждом случае надо решать индивидуально.
Шумная пропаганда прививок исходит от лиц, не знакомых с конкретной эпидемиологической обстановкой. Массовость прививок обеспечивает так называемую иммунную прослойку в популяции, которая сводит к минимуму случаи заболеваний и смерти непривитых детей. Однако отдельные личности делают вполне конкретные деньги на раздувании родительских страхов за счет умелой рекламы, многолюдных собраний, книг и пр.
Но надо помнить, что в этом шуме есть доля правды. Я видела адские мучения ребенка, не получившего в свое время прививки, умирающего от столбняка, и лицо стоявшего рядом отца. В начале 90-х годов при мне умерло несколько непривитых детей, приехавших отдыхать на море. Хватит ли у родителей смирения, когда дело дойдет до трагедии — тоже вопрос индивидуальный.
Заметьте, что сами врачи своих собственных детей прививают, но, как правило, значительно позже предусмотренного национального графика прививок (в каждой стране он свой).
Дело в том, что дети сейчас рождаются с большими проблемами нервной системы, желудочно-кишечного тракта, иммунитета и т. д., и внедрять в ослабленный детский организм сразу несколько живых вакцин небезопасно. Поэтому если нет никаких особых показаний, то лучше начинать делать вакцинацию после одного года.
Далее, вакцинировать в родильном доме против гепатита В я считаю вообще не нужным, т. к. прививки хватает на 5 лет, и вряд ли за это время младенец начнет колоться, татуироваться, вступать в беспорядочные половые связи и т. п.
Стоит подумать и о целесообразности прививок против таких инфекций, как краснуха, которая проходит очень легко и не дает осложнений. Коклюшный компонент в адсорбированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакцине (АКДС) я бы тоже исключила: есть возможность делать эту прививку без него, т. к. он чреват очень большими осложнениями, а коклюшем все равно болеют и привитые и непривитые. Ну, а других схем я давать не стану, как было сказано, по причине сугубо индивидуального развития каждого ребенка».
Согласны ли вы с тем, что ваша материнская забота станет источником чьей-то сверхприбыли? Или с тем, что кто-нибудь «не благословит» прививать ребенка, а затем с ледяным чувством собственной непогрешимости укажет вам списать его смерть на «Божью волю»? Если нет, покажите процитированный выше фрагмент мужу, свекрови, своему детскому врачу и совместно примите разумное решение.
— Наш батюшка не благословляет прививать детей, и среди его духовных чад нет ни одного смертельного случая с детьми от заразных болезней.
— Известна пословица о трех категориях лжи: ложь, гнусная ложь и статистика. И чем лучше вы разбираетесь в статистике, тем яснее для вас глубокий смысл этой замечательной пословицы. Дело, конечно, не в «лживости» статистики вообще.
Дело в том, что, пользуясь «ученой» терминологией, проходимцы легко и безнаказанно дурачат доверчивую публику. Каждый должен узнать и понять, каким образом действует этот опаснейший обман.
Приведем лишь один типичный пример: «Статистика доказывает, что огурец — смертельно опасный плод. Среди лиц, евших огурцы в 1875 году, смертность составляет 100%!» Комментарии, надо полагать, излишни.
Вернемся к «старцу NN» и допустим, что среди детей, которым он «не благословил» делать прививки, каждый десятый умер или получил непоправимый ущерб здоровью (что составляет очень высокий показатель: во многих странах такой результат повлек бы уголовное преследование против «старца»). Но даже в этом маловероятном случае в 90 % семей дети либо не болели вообще, либо выздоровели — конечно же, по молитвам «старца» — и родители с готовностью подтвердят «статистические данные».
А родители несчастных 10 % гарантированно исчезнут с горизонта и ни при каких обстоятельствах не сознаются в собственной преступной доверчивости… Легковерие, невежество, халатность — тяжкие грехи, особенно когда идет речь о таком серьезном деле, как здоровье.
— Доброго Вам дня! У меня дочь часто приносит рисунки или игрушки: пони, кони разных цветов с рогом на лбу. По Библии это единорог, а в Интернете я нашла информацию, что образ единорога связан с магией, злом. Я все что плохо (игрушки, рисунки), проверив, выбрасываю. А тут не знаю, что делать, так как нигде ясно не сказано, что единорог — образ дьявола. ПОТОМУ ОБРАТИЛАСЬ К ВАМ. Помогите разобраться и поступить правильно, так как я всегда объясняю дочке, почему сделала так, а не иначе.
— В Интернете можно много чего найти… И все, что находите, вы реализуете в своей «родительской заботе» о дочери? Бедная ваша дочь. Судя по письму, она еще маленькая: значит, шансы пока есть. Вам надо НЕМЕДЛЕННО исправить свое отношение к дочери, к миру ее игр и детских забот: ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧИТЬ надзирательский произвол по отношению к ее игрушкам и рисункам, дать ей СВОБОДУ в этой сфере, возможности для проявления собственных желаний и предпочтений.
Это ни в коей мере не означает вашего равнодушия, безразличия к тому, во что она играет, что рисует и т. п., но полностью исключает НАСИЛИЕ и требует МАКСИМУМА СДЕРЖАННОСТИ, рассудительности, спокойствия и уступчивости, когда вы будете обсуждать с ней те или иные элементы ее игр. Если вы этого не сделаете, если будете продолжать практику административного контроля детских игр, игрушек и рисунков (особенно руководствуясь сведениями из Интернета или лжеправославных брошюрок!), вашу дочь — и вас вместе с нею — ждут следующие перспективы:
1) юношеский бунт по достижении пубертатного периода;
2) полный разрыв общения с матерью в постпубертатном возрасте;
3) неспособность к ответственному поведению в обществе, в среде себе подобных;
4) неспособность к плодотворным отношениям с противоположным полом, к созданию семьи;
5) нервно-психические расстройства, связанные с глубокими дефектами личности.
— Прочитали в книге какого-то священника, что мы не должны играть со своими детьми. Но у нас остались сомнения…
— Сомнениям тут не место. Вы обязаны играть со своими детьми. Да и с чужими тоже невредно. Играйте с детьми. Начиная с младенческого возраста, входите, внедряйтесь, врастайте в их игрушечный, узкий, но стремительно расширяющийся мир: ведущее место в нем должно принадлежать вам.
А затем, по мере взросления детей, начинайте вводить их в свой мир, мир реальности — и материальной, и духовной. Постепенно дети начнут отличать реальность от игры. И когда настанет подростковая пора, они войдут в стремнину «трудного возраста» отлично подготовленными, в надежном единстве с родителями, с Церковью, с Христом.
Игра, от младенчества до юности, — это школа общения, школа жизни, школа любви. Что же касается чьих-то мнений, проповедей, книг и т. п., будьте разумны и внимательны: «какой-то священник» не заменяет собой полноты церковного наследия. В столь серьезном деле, как семейная жизнь и воспитание детей, не принимайте на веру ничего без тщательной проверки и сопоставления с авторитетными источниками.
— Моя тетя работает в книжной лавке при храме, она как-то сказала мне о том, что я совершаю грех, когда ношу сережки, кольца, бусы, то есть разные украшения. Хотя, как мне кажется, я никогда не надевала чего-либо вызывающего, просто хочется выглядеть нарядно, как и любой девчонке. Вот и все. Тетя говорит, что апостол Петр запрещает женщинам носить украшения. Действительно ли это грех?
— Действительный грех, и тяжелый — слушать всевозможных тетей из книжных лавок. Посмотрите на портреты великих святых ХХ века — царицы-мученицы Александры, преподобномученицы Елизаветы (до принятия ею монашества, конечно), и убедитесь, что тетя не права.