Факультет психологии МГУ в связи с беспрецедентной ситуацией, произошедшей при проведении экзамена студентки Тепляковой Алисы Евгеньевны 21 декабря 2021 года, вынужден сообщить следующее.
Искренне надеемся, что представленная информация не нанесет какого-либо морального или материального ущерба семье Тепляковых и другим нижеупомянутым лицам.
Коллектив факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова крайне обеспокоен ситуацией, складывающейся вокруг девятилетней студентки Алисы Тепляковой благодаря не всегда адекватному поведению и некоторым необоснованным заявлениям ее родителей, не соответствующим действительности, иногда носящим клеветнический характер в адрес студентов, преподавателей и других сотрудников Московского университета.
Все это не может не создавать потенциальную угрозу психологическому благополучию, психическому развитию и физическому здоровью девятилетней девочки. Неоднократные разъяснения на эту тему, к нашему большому сожалению, не были восприняты родителями девочки, что, естественно, не может не вызывать нашей тревоги за будущее девочки как профессиональных психологов.
Алиса Теплякова при поступлении в Московский университет, не показав каких-либо выдающихся знаний, не смогла выдержать конкурсной процедуры и учиться за счет средств федерального бюджета. Тем не менее, несмотря на неоднократные разъяснения со стороны факультета о неполной готовности девятилетней девочки получать профессию психолога, родители настояли на своем праве заключить договор на обучение их дочери на контрактной основе.
В соответствии с договором факультет предоставил все необходимые условия для освоения шестилетней образовательной программы по специальности «Психология служебной деятельности», для скорейшей адаптации за студенткой был закреплен отдельный тьютор. С первого дня учебы в Университете и на факультете сложилась крайне дружелюбная обстановка по отношению к Алисе как среди преподавателей, так и среди студентов. Алиса успешно начала учебный семестр. К нашему большому удивлению, с первых дней на передний план попали не индивидуальные образовательные потребности Алисы, которые, к сожалению, родители не позволили нам до сих пор узнать, а неудержимое стремление папы самостоятельно организовывать образовательный процесс.
С первых же дней учебы родители начали настаивать на необходимости ускоренного обучения студентки и объем программы шестилетнего обучения по специальности уместить в два года ввиду «особых способностей» девочки и «уникальной авторской методики обучения» папы, с которой он нас до настоящего времени так и не ознакомил, а обучение Алисы осуществлять преимущественно в домашних условиях.
Выполняя все требования по организации учебного процесса в период пандемии, факультет обеспечил все необходимые условия для осуществления образовательного процесса. Бóльшая часть лекционных занятий осуществляется в дистантном режиме, семинарские и практические занятия проводятся преподавателями в аудиториях университета с соблюдением всех противоэпидемических норм.
К сожалению, начиная с 8 сентября Алиса не присутствовала ни на одном занятии в стенах Московского университета. Несмотря на напоминания и просьбы учебного отдела предоставить какие-либо документы, объясняющие или подтверждающие уважительность причин отсутствия на занятиях и контрольных работах в течение всего семестра, факультет так до настоящего времени и не получил.
Вместе с тем, не получив желаемых изменений в ускорение процесса обучения студентки, родители стали выражать свое недовольство через обращения и жалобы в различные ведомства и инстанции, для подготовки ответов на которые факультет был вынужден создать специальную комиссию из ведущих экспертов и специалистов по возрастной психологии, психологии детства, клинической психологии и психического здоровья.
К нашему удивлению, также стали появляться публикации с необоснованными заявлениями родителей Алисы о якобы имеющихся угрозах в адрес Алисы, ее дискриминации и притеснениях в связи с обучением.
К сожалению, не всегда адекватная, со стороны папы, неофициальная (порой носящая излишне эмоциональный или провокативный характер) коммуникация с однокурсниками, их родителями и сотрудниками университета также вряд ли способствует созданию спокойной и эффективной ситуации освоения Алисой образовательной программы.
К сожалению, за весь период обучения ни один из преподавателей Московского университета, работавших с курсом и группой Алисы, так и не сообщил о каких-либо особых успехах при освоении девятилетней студенткой дисциплин из учебного плана. Об «успехах» Алисы в обучении преподаватели чаще с удивлением узнавали из СМИ.
По настоянию родителей, несмотря на фактическое отсутствие студентки на большей части занятий и контрольных работ, в семестре была организована индивидуальная сдача экзаменов в полном соответствии с набором дисциплин учебного плана в соответствии с приказом по МГУ. В соответствии с процедурой, о которой и студентка, и родители были проинформированы заблаговременно, Алиса приступила к сдаче экзаменов.
В процессе сдачи экзаменов при полном соблюдении процедуры студентке были выставлены объективные оценки. Полученные Алисой оценки вызвали бурную реакцию недовольства со стороны родителей. И если в первый раз эта реакция носила больше эпистолярный характер, то 21 декабря папа решил лично «поправить» процедуру проведения экзамена, требовал обязательного личного присутствия на экзамене, прорывался силой в аудиторию к преподавателям для того, чтобы оказать на них давление и проводить экзамен и выставлять оценку по предлагаемой им самим схеме. Более того, папа почему-то решил, что в процессе экзамена Алиса испытывает какие-то, с его точки зрения, дискриминационные действия со стороны преподавателей, а возможно даже к ней применяются «пытки» и его дочь якобы «незаконно» удерживают в аудитории на экзамене и не дают ему возможности находиться рядом с его несовершеннолетней дочерью. В связи с этими «предположениями» папа в состоянии эмоционального возбуждения, находясь в вестибюле факультета, обратился по телефону в полицию. Своевременный приезд полиции позволил успокоить папу и удержать его от последующих деструктивных действий.
К сожалению, это происшествие происходило в вестибюле факультета в присутствии других студентов и на глазах его девятилетней дочери. Сотрудники охраны призвали папу к порядку и просили вести спокойно и адекватно месту его нахождения в учебном заведении, пытались остановить его от неадекватных форм поведения, которые могли бы нанести вред здоровью студентов и сотрудников факультета.
Преподавателей, которые провели экзамен с Алисой, в целях их безопасности пришлось эвакуировать через запасной выход. Одному из сотрудников факультета понадобилась медицинская помощь. Появление полиции в здании факультета несколько усмирило папу, и через некоторое время он вместе с Тепляковой Алисой Евгеньевной (которая не высказала каких-либо жалоб на процедуру экзамена) благополучно покинул здание факультета психологии.
В связи с произошедшим коллектив факультета психологии считает неприемлемыми неадекватные действия, в том числе любого рода давление на преподавателей и распространение информации клеветнического характера в адрес Московского университета, его сотрудников и студентов со стороны Теплякова Евгения Валерьевича, и рассчитывает на скорейшую правовую оценку его действий. Призываем законных представителей девятилетней Алисы при планировании ее жизни и учебной деятельности учитывать ее возрастные и индивидуально-психологические особенности, в чем, несмотря на произошедшее, ведущие специалисты факультета давно готовы оказать профессиональную помощь, которая, к сожалению, до настоящего времени категорически отвергается родителями.
Алиса хотя и несовершеннолетний маленький гражданин, но она вправе рассчитывать на благополучное и здоровое будущее во взрослой жизни, не отягощенной «странными» историями из прошлого.
Очень надеемся, что такую же позицию разделяют родители и близкие Алисы.
Факультет психологии уверен, что общими усилиями ситуация изменится в конструктивную сторону и будет способствовать гармоничному, соответствующему возрастным и индивидуальным особенностям, счастливому развитию Алисы.