В этом году довелось побывать на многих семинарах, слушать доклады и выступить самой, в том числе и на Рождественских чтениях, смотреть на работу психологов из МЧС и самой вести мастер-классы по посттравматическим стрессовым расстройствам.
Кроме того, как и многие мои коллеги из когда-то гостеприимной и мирной Украины, работаю как психолог с семьями беженцами, консультирую в скайпе людей из зоны АТО (когда есть связь с ними), работала, с ранеными бойцами ВСУ и родственниками мобилизованных. Конечно, это трудно назвать той регулярной работой, которая происходит в обычное в мирное время.
Пишу это для того, чтобы сказать, что материал не голословен, хотя, очевидно, что в одной небольшой статье трудно изложить все принципы работы.
Психотравма и мозг
Любая травма, любая фиксация создает в мозге человека зону, плохо омываемую кровью.
«Всепоглощающий генерализованный страх ведет к тому, что мозговой базис, на котором должна была бы осуществляться наша интеллектуальная деятельность, изменяется везде – или почти везде.
Зоны мозга, группы нервных клеток не могут включаться в мыслительную деятельность. Человек лишается творческой мысли – этого прекраснейшего из своих достояний», – пишет нейрофизиолог Бехтерева Наталья Петровна.
Человек, лично переживший трагедию страха (ужаса), по ее мнению, в связи с фиксацией в долгосрочной памяти страха и соответствующего состояния мозга, попадает в очень сложное личностное состояние. О том же говорят нам и психологи.
Молчащая травма
Условно можно сказать, что естественные попытки переработать травму могут быть двух типов. Уйти в себя или говорить, плакать, выражать свои эмоции.
Раньше у психотерапевтов считалось, что обязательно нужно, чтобы человек заговорил. Сегодня стало очевидно, что человек, который ушел в себя, также может говорить. Он может говорить с Богом, он может говорить с собой. А нам кажется, что он молчит.
Так вот, пока человек выбирает способ переработки травмы, не рекомендуется его «выводить на разговор по душам». Он просто может быть не готов к такому повороту событий. Тем более, что может возникнуть ретравматизация, т.к. мы как будто заставляем человека вернуться туда, куда он возвращаться не готов.
Да, нам просто важно быть рядом и научиться ждать. Ждать, когда нас попросят о помощи. Действительно опасно – когда человек не говорит о травме ни с Богом, ни с другим, ни с собой. Это и есть молчащая травма, которая, к сожалению, передается из рода в род.
Бехтерева Н.П. размышляет о том, что вроде как физиологи говорят, что переживания ужаса от предыдущих поколений последующим не передаются. Но как только копнешь в глубину, ну, например, в биохимическую расшифровку физиологических явлений, так возникают сомнения. Может быть, все-таки что-то, физиологически неуловимое, проходит через барьер поколений? – рассуждает ученый.
К сожалению, научная интуиция ее не обманула. Опыт всех психотерапевтов разных направлений и подходов указывает, что человек хранит в себе те сложные эмоции, которые чувствовали рядом с пережившим травму, но о которых все молчали.
Молитва – очень хороший способ излить свои переживания Богу. Очень часто, читая жизнеописания достаточно близких по времени жизни святых, узнаем, что после положенного вечером правила он изливал Богу свою душу.
Мы читаем, как это делал пророк Давид. Можно сказать, что некоторые его псалмы – это переработка травмы. Мы же можем просто соприсутствовать в жизни человека, направившего свою боль, в основном, к Богу. Например, немногословная прогулка по парку – уже поддержка. Она говорит: «Жизнь продолжается. Ты не один. Если что – я рядом».
Не всегда этого достаточно. Многие хотят говорить. Так вот, собственно работа с ПТСР наступает только после 6 месяцев после травматических событий.
Ресурс
Первое правило работы с травмой – идти в травму важно через ресурс. Если честно, не люблю этого понятия «ресурс», т.к. оно поверхностно. Но таково правило понятности. Чтобы было понятно, нужно не очень усложнять.
Пишу это, чтобы у читателя не возникло соблазна остановиться на прочитанном. Так вот, поиск энергосодержащих элементов личности и его жизни можно начинать с вопросов: «Что, при всех сложностях, поддерживает вас?», «Какими личностными возможностями вы обладаете, чтобы преодолевать болезнь?»
Здесь важно помнить слова святителя Феофана Затворника о трех ярусах жизни человека: духовном, душевном и телесном,
«… что каждый из них дает свою сумму потребностей, естественных и свойственных человеку; что сии потребности не все одного достоинства, но одни выше, другие ниже и что соразмерное удовлетворение их дает человеку покой».
Соответственно, ресурс вряд ли может лежать в сфере только духовных потребностей. Можно сказать, что для каждого яруса свой ресурс. Как еще его искать: «Назовите пять положительных аспектов вашей жизни сегодня». «Какие воспоминания из прошлого дарят вам ощущение надежности и радости?».
Воспоминания способны пробудить спящие силы души. Положительный опыт из прошлого способен проложить дорожку надежды в будущее. Радостные встречи с друзьями, любовь близких и ощущения счастья способны возвращаться в переживаниях и поддерживать нас.
Многие говорят: «Мне от этого только больнее. Ведь это ушло». Не ушло – этот опыт есть у нас в душе, а значит – он вечен.
Вина выжившего перед умершим
Очень часто люди, побывавшие в зоне боевых действий, чувствуют такую вину и начинают винить себя за то, что радуются жизни. Здесь разговор важно вести в духовной плоскости.
Мне очень нравятся слова святого Ефрема Сирина из «Торжественной песни на кончину праведников».
«Человеку дана была жизнь, подобная вечной жизни, и с нею приял он любовь к жизни и ненависть к смерти. Сих двух стражей даровала человеку Всемощная Сила, снабдившая его жизнью, чтобы с их помощью охранял он благо жизни от противников. Из любви к жизни обнаруживает (человек) в себе любовь к своей жизни и сколько должно благодарит Подателя жизни, давшего ему жизнь. Страх смерти удерживает его в стремлении ко греху…»
Амвросий, архиепископ Дмитровский, писал, что святая Церковь учит смотреть на каждый новый день жизни, как на чудо милости Божией. Поэтому, радуясь жизни, мы исполняем заповедь Божию, а вина… Эти переживания важно контейнировать.
Травма стала прошлым
Когда мы можем сказать, что работа с травмой завершена? Когда человек больше не переживает травматическое обстоятельство как настоящее. Он видит последствия, но ощущения страха, боли – стали воспоминанием. До этого была зона души, где это все еще реальность. Да, может оставаться боль, но с этим уже можно будет жить.
Налаживая текущую жизнь, очень важно помнить о четырех сферах: 1. личные смыслы (связан с духовностью); 2. деятельность, творчество; 3. контакты; 4. тело.
Для восстановления важно, чтобы жизненная энергия распределялась равномерно между этими сферами, а не уходила куда-нибудь в одно или два направления.
Эту работу можно предложить в виде упражнения: «Нарисуйте ромб. Каждый из его вершин – одна из сфер. Как вам кажется, как ваша энергия распределяется между четырьмя этими сферами? Подумайте, устраивает ли это вас. Как бы вы хотели, чтобы она распределилась? Что для этого не хватает?»
Очень часто человек мечтает получить исцеление только по молитвам, надеясь на чудо. Важно помнить, что мы можем надеяться на чудо, но не вправе его требовать. Ведь иногда, неосознанно, это всего лишь оказываются мечты о собственной исключительности. «Всех еще и врачи лечат, а меня исключительно Господь Бог».
Занимаясь своим здоровьем, важно понимать, что так мы заботимся не только о себе, но и о ближних. Ведь при ухудшении состояния вся тяжесть заботы ляжет на их плечи.
Также говорить о проблемах в рамках социума очень важно. Например, после семинара по ПТСР доктора мед. наук, психотерапевта из Германии (ему 72 года), вспоминала, как он часто повторял:
«Вопрос, который широко обсуждался в Германии после войны, это: «Как мы будем жить с преступлениями, которые совершили наши отцы?» И благодаря обсуждению этих проблем, раскаянию, работе над ошибками Германия не только выживала, но и развивалась».
Читайте также:
- Травма. Как сохранить достоинство в страдании?
- Стресс затянулся: 5 советов психолога, как из него выходить
- Как пережить утрату
- Что скажут люди?!