Психологи МГУ: модные игрушки подавляют детскую инициативу и самостоятельность
14 декабря. ПРАВМИР. Психологи из МГУ им. М. В. Ломоносова провели исследование среди детей 3-4 лет, в котором изучили выбор детьми игрушек в зависимости от мировых тенденций.
Ее результаты опубликованы на открытой научной платформе Frontiers.
Исследование началось в прошлом году, когда самой модной игрушкой был Хагги Вагги – плюшевый монстр с огромной улыбающейся зубастой пастью, персонаж игры ужасов.
Ученые выяснили, что разнообразие модных игрушек у детей дошкольного возраста не влияет на эффективное развитие малышей.
«С позиций культурно-исторического подхода к пониманию детской игры имеются веские теоретические основания полагать, что распространение и бесконтрольная смена модных игрушек может привести к негативным последствиям для развития детей», — говорится в исследовании.
Перед экспериментом психологи оценили мышление и память каждого испытуемого, а родители участников ответили на вопросы анкеты о семье и о том, как они выбирают детям игрушки.
Детям предлагали 12 игрушек, среди которых были набор доктора, машинка, игра в магазин, плюшевый мишка, сказочный дракон, человеческая семья и другие.
Чаще всего дети выбирали набор доктора, автомобиль и игру в магазин.
В этом случае дети понимали, какие сюжеты они бы воспроизвели с игрушкой.
«Истории и идеи, рассказываемые детьми, в основном можно отнести к моделированию окружающей действительности в игровом контексте», — пишут авторы.
После первого предпочтения психологи предлагали ребенку 13-ю игрушку, Хаги Ваги. И предлагали сделать выбор еще раз.
Каждый второй участник выбрал монстра.
Причем, мальчики почти в 2 раза чаще предпочитали популярную игрушку, чем девочки.
Трендовая игрушка нравилась малышам не потому, что они знали, во что будет с ней играть, а, как правило, потому, что такая есть у друга или родственника. Также дети обосновывали свой выбор так: «Потому что страшно», «Потому что очень мило», «Потому что смешно и хочет есть людей».
В ходе эксперимента выяснилось, что трендовые игрушки подавляют детскую инициативу и самостоятельность в создании сюжетов. Но ученые добавляют: если в играх с любой игрушкой принимает активное участие родитель ребенка, то от нее всегда будет эффект.