Психология продаж, или как продать самого себя
«Менеджер по продажам» — одна из самых распространенных профессий в современном городе. Продают все и всё: дома, машины, продукты, бытовую технику, канцелярские товары… Список этот бесконечен. Продавцов постоянно ищут, обучают, тренируют. Разработано множество техник, приемов и методик для успешной работы в этой сфере. Существует ли противоречие между успешной работой в продажах и православным мировоззрением? Мы взяли одну из многочисленных книг по психологии продаж, и попросили священника Михаила Самохина прокомментировать ее содержание.
Совсем недавно по просьбе редакции сайта я прочел одну книгу по психологии продаж. Хорошую, профессиональную книгу, всецело посвященную тому, как настроить всего себя на хорошую качественную работу в области торговли.
Прочел, чтобы понять: насколько она близка мне. Насколько может быть принята человеком, считающим себя православным. В возникших мыслях больше вопросов, чем ответов. И все нижесказанное только мои личные впечатления. Надеюсь, они побудят читателя к размышлению. И, может быть, к спору.
Кто из нас против хорошей работы «с огоньком»? Кто против того, чтобы нас обслуживали и вокруг нас трудились люди, заинтересованные в своем деле? Конечно никто. Но в этой книге была нарушена некая грань.… И это заставило насторожиться.
Первые страницы издания посвящены пропаганде профессии. Величие, значимость и, конечно, богатство вот главные мотивы предстоящего труда и усилий. Каковы же его средства? Прежде всего, повышение собственной самооценки. Ведь и в Библии написано, о необходимости любить ближнего как самого себя. Однако если христианин понимает под этим бережное отношение к образу Божию в собственной душе, то в книге это уговаривание: «Я нравлюсь себе!».
И здесь книга не одинока. Существует целое направление в психологии, считающее решением проблем человека – его убеждение в том, что проблемы попросту нет. Нас призывают спрятать голову в песок, а не решать проблемы, зажмурить глаза, а не смотреть в лицо жизни. Нам предлагают розовые очки вместо духовной трезвости, к которой призывали подвижники древности.
На определенных этапах это срабатывает. Но нерешенная духовная или душевная проблема нуждается не в подобном «обезболивании», а в настоящем, порой хирургическом лечении. И здесь промедление не идет на пользу человеку.
А в чем цель работы? Целям посвящена целая глава. В ней написано, что составлению и списка целей и их выполнению нужно уделить много времени. Но какого порядка эти цели? Глава начинается словами: «Начните с годового дохода». А завершается подзаголовком «Считайте себя самым лучшим». Содержание ее вполне соответствует приведенным примерам.
Тут стоит вспомнить слова из «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятого Восьмым Всемирным Русским Народным Собором: «Деньги — лишь средство для достижения поставленной цели. Они должны находиться в постоянном движении, в обороте. Дело — настоящее, захватывающее целиком,— вот богатство предпринимателя. Отсутствие культа денег раскрепощает человека, делает его внутренне свободным». Очень разные цитаты…
Дело как цель. Об этом, как кажется и все книги, посвященные продажам. Об этом и прочитанная книга. Проблема как кажется в том, что дело становится единственной целью. Несмотря на то, что их составлен целый список. Время человеческой жизни не бесконечно. И если организовать его так, как предлагает автор книги ни на что другое его попросту не останется. Как лошадь в шорах человек сам себя начнет гнать вперед за мифическим миражом богатства и видимого успеха.
Настораживает и отношение к окружающим людям. Предлагается стать хорошим слушателем и тонким психологом. Тренировать приемы убеждения и становиться другом. Но… Только если есть шанс продать. Если перед Вами человек, который не собирается покупать – не тратьте на него ни одной секунды.
Читать подобное – страшно. И хочется спросить того, кто руководствуется в жизни подобной литературой: неужели Вы, опаздывая на встречу с клиентом, равнодушно пройдете мимо плачущего потерявшегося ребенка? Или нуждающегося в помощи старика? Страшно, когда человеческие отношения рассматриваются только через призму продажи. Сам человек, по замыслу подобных книг становится самым совершенным торговым автоматом.
После прочтения хочется напомнить, прежде всего, себе, что человек не автомат. В жизни каждого из нас неотвратим уход из жизни родителей, возможна болезнь детей. С нами самими в любой момент может что-то случиться. И тогда вся фальшь подобного образа мыслей станет очевидной. Но не поздно ли будет? Сможем ли мы нормально отреагировать? Не уничтожим ли в себе некоммерческую человечность?
Мне могут возразить, что я преувеличиваю, переоценивая неизбежную аберрацию профессиональной литературы. Может быть. Но мое личное мнение таково, что такие книги — манифест потребительской цивилизации. Но не для нас. Для подготовки персонала мирового торгового зала.
Опасность книги в том, что написана она хорошо. И действительно содержит некую часть правды о человеке, умело вплетенную, на мой взгляд, в страшную идеологию. Идеологию «крысиных бегов» за богатством, где каждый твой ближний – или средство или злейший конкурент. Где задача состоит в том, чтобы, продавая все и вся, продать, прежде всего, самого себя. Но мы не должны продаваться! Мы уже не свои! Апостол Павел напоминает нам: «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». (1 Кор.7,20).
В США – некогда центре подобной идеологии в ней начали разочаровываться уже в девяностые. И сейчас, по данным кадровых агентств 5% успешных менеджеров ежегодно отказываются от карьеры. Бросают все ради совсем других ценностей.
Христианину вся ограниченность мировоззрения подобных книг становится видна в перспективе вечности. Куда не возьмешь с собой ничего. А тому, кто хочет использовать подобную литературу в своей работе, лучше помнить, что в мире есть любовь и счастье, семья и спасение души. Их нельзя купить за деньги. Но в погоне за деньгами можно упустить навсегда.
Как же быть православному человеку, оказавшемуся продавцом, и стремящемуся к прибыли? Трудиться во Славу Божию. И не менять иерархии ценностей, заповеданной Самим Господом: «наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам». (Лк.12,31) О том, что так может быть свидетельствует история российского предпринимательства всего столетней давности. Мамонтовы и Морозовы, Алексеевы и Рябушинские. Эти примеры начала прошлого века уже стали хрестоматийными. Русские миллионеры умели торговать, не продавая себя. Не забывая о том, что деньги никогда не должны занимать в жизни того места, где должен быть Бог.