Пустая гробница Христа — колыбель христианства
«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — раздается по
нашим храмам, монашеским обителям и в домах православных христиан.
Христос воскресе! Поздравляю вас с Праздником праздников и Торжеством из
торжеств и желаю вам духовной пасхальной радости.
Три положения отличают христианство от других религий:
- вера в Бога-Творца, в трех ипостасях Единого и Сущего;
- вера в Сына Божия, истинного Бога и истинного Человека, Своими страданиями
спасающего нас от грехов наших; - вера в то, что Христос воистину воскрес.
На Пасху мы приветствуем друг друга словами: Христос воскресе!
И отвечаем: Воистину воскресе! «Если Христос не воскрес, — писал
апостол Павел, — то вера ваша тщетна» (1 Кор 15:17).
Воскресение Христово — это личный опыт православного христианина. Он в
ликующем богослужении Пасхи, в Таинстве Евхаристии, в причащении Тела и Крови
Господа нашего Иисуса Христа и во многом другом.
Твердая уверенность, что Христос воскрес, дала силу апостолам проповедовать
Христа воскресшего всему миру, идти в другие народы и в другие страны. В
древнейшей Литургии, так называемой Мозарабской, составленной, по преданию,
апостолом Иаковом, говорится: «Петр и Иоанн поспешили вместе ко гробу, увидели в
пеленах ясные следы Того, Кто умер и воскрес». И это изображение распятого и
воскресшего Христа чудесным образом сохранилось до нашего времени. Я имею в виду
Туринскую Плащаницу. Кто-то сказал, что пустая гробница Христа стала колыбелью
христианства. Спаситель никогда не говорил о Своих страданиях и смерти, не
упомянув о Своем Воскресении.
Христос воскресе! — Воистину воскресе! Христос воскрес —
Первенец из мертвых — в новое тело и в новую плоть. Гробовой камень был отвален
не для того, чтобы Христос вышел из склепа, а чтобы в него могли войти ученики и
жены-мироносицы. Он после смерти стал проходить «дверями затворенными» — так
свидетельствует Евангелие (см. Ин 20:19). А исследования Туринской плащаницы в
XX в. показали, что Он вышел из плащаницы, не развернув ее. Изучая Туринскую
плащаницу и поняв это, атеист и безбожник, профессор анатомии Парижского
Университета Бербье воскликнул: «Так, стало быть, Он воскрес!» Из атеиста Бербье
стал проповедником Туринской плащаницы и Воскресения Христа. И таких примеров
можно привести довольно много: профессор Оверье, Вильсон и многие другие.
Сомневающемуся в Воскресении Христа апостолу Фоме Христос показал руки, на
руках язвы гвоздимые и рану в ребрах Своих и сказал ему: «Не будь неверующим, но
верующим» Ин (20:27). Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой! Иисус говорит
ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин
20:28-29). Им-то ведь и дается духовно-опытное, сердечное познание воскресшего
Господа и победы Жизни над смертью, духовное постижение Евхаристии, которое
важнее всех остальных рационалистических и прочих рассуждений.
В наше время, когда имеется очень много неверующих, нам открываются новые
факты, свидетельствующие о воскресении Христа. Самым главным из них является
проповедь апостолов, которые, будучи потрясены, обошли тогдашний мир, проповедуя
Христа воскресшего. А они были здоровые люди, реалисты, привыкшие к тяжелому
физическому труду, рыбаки. Автор трехтомного труда по истории Рима профессор
Арнольд, изощренный в опровержении исторических мифов и ошибок, утверждает:
«Удовлетворительность свидетельств жизни, смерти и воскресения нашего Господа
Иисуса Христа доказывалась неоднократно, они отвечают общепринятым правилам, по
которым надежное доказательство, свидетельство, отличается от ненадежного.»
Другой исследователь, профессор Эдвин Селин, подчеркивает: «Воскресение
Христа из мертвых на третий день в полной сохранности тела и духа есть факт,
который является столь же надежным, как любой другой, подтвержденный
историческими свидетельствами.» А юрист, член Верховного суда США Эдвард Кларк
пишет: «Будучи юристом, я предпринял тщательный разбор свидетельств, связанных с
событием третьего дня Пасхи. Эти свидетельства представляются мне бесспорными.
Работая в Верховном суде, мне случалось выносить приговоры на основании
доказательств, куда менее убедительных. Выводы делаются на основании
свидетельств, а правдивый свидетель всегда безыскусен и не склонен приукрашивать
ход событий. Евангельские свидетельства принадлежат именно к этому роду. И в
качестве юриста я безоговорочно принимаю их как рассказы правдивых людей о
фактах, которые они могли подтвердить».
Проведя много лет в сборах материалов о href=»https://www.pravmir.ru/article_221.html»>Туринской Плащанице, сделав
небольшой вклад в познание ее, я почувствовал, что ко мне уже не относятся
слова, сказанные Христом апостолу Фоме: «Блаженны невидевшие и уверовавшие». Я
вложил персты мои в раны гвоздиные и руку в ребра Его. Мне кажется, что не
верить в воскресшего Христа может только тот, кто все в мире пытается объяснять
лишь своим ограниченным и греховным опытом; тот, кому Бог мешает жить по его
страстям и гордости. Знаменитый анархист М. А. Бакунин писал: «Если Бог
существует — Его необходимо запретить». Вот это «запрещение Бога» мы видели в
течение долгих 70-ти с лишним лет. Но многие не приняли этого «запрещения».
Однако для христианина важны не доказательства рациональной науки о Воскресении
Христа, которые дает XX век, а свидетельства в его сердце, в его духовном опыте,
в его жизни. И сегодня, в день Пасхи, победы Христа над смертью, приветствуя
друг друга словами «Христос воскресе!», давайте забудем наши мирские суетливые
печали и возрадуемся воскресшему Богу. Да будет радость в сердцах наших
совершенна. И никто не отнимет ее от нас. И когда на нас находит уныние,
вспомним, что Христос воскрес.
Христос воскресе, дорогие братья и сестры!