Путешествие в домонгольскую Русь
19 ноября празднуется память преподобного Варлаама Хутынского. О новгородском подвижнике и встрече с Древней Русью лицом к лицу рассказывает диакон Павел Сержантов.

Божья милость – побывать в Великом Новгороде и его окрестностях. Пусть даже второпях, как это произошло со мной. Удивительное глубокое чувство возникает от новгородского Кремля. Он не такой ошеломительно-пышный, как Московский.

Диакон Павел Сержантов

Здесь сохранилось много скромных уникальных древностей. Настолько много, что просто попадаешь в пространство и время домонгольской Руси. Не соприкасаешься с отдельными древностями, а попадаешь в далекую историческую эпоху.

Какое вокруг великолепие – София Новгородская и всё созвездие храмов Детинца! От чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» отходить не хочется. Так бы рядом и стоял. Хотя иные ценители иконографии на этой иконе ничего не найдут.

Не будем вязнуть в споре с ними, адресуем их в расположенный напротив исторический музей.

Там размещено крупное собрание бесценных икон. Среди икон есть и многим знакомые. Так, икону апостолов Петра и Павла я до музея видел по художественным альбомам. Но оказавшись перед этой громадиной, которой без малого 1000 лет, я от волнения не мог найти себе подходящего места. То вплотную к иконе придвигался, то метров на десять отстранялся. А ведь сколько и на этой иконе безвозвратно утрачено! Когда-то перед ней, только что написанной и во всей силе сияющей, молились наши предки…

Из древнего Новгорода в Хутынский монастырь

В музее обращают на себя внимание многочисленные иконы преподобного Варлаама Хутынского, весьма высокого художественного достоинства. Местный святой, чтимый. Ему иконы писали да жития, для памяти сохраняли случаи чудотворения. Чудес было немало. Даже произошло однажды воскрешение видного княжеского чиновника XV века у раки святого Варлаама.

Еще сохранился имущественный документ – оригинал вкладной грамоты преподобного. Хотя и финансовая грамотка от преподобного, а всё равно уму непостижимо: кто-то и сейчас имеет счастье ее в руках подержать.

Имя преподобного Варлаама наши церковные историки не обходят стороной. Занимался им и гениальный ученый Василий Ключевский, вот его слова:

«Сличая известия о Варлааме в его древнем житии и в летописи, можно видеть, что он с несколькими знатными горожанами удалился в пустыню, несколько времени жил отшельником и потом, выстроив церковь, образовал монастырь. Это последнее было в 1192 году… В ноябре того же года Варлаам скончался; отсюда видно, что он удалился в пустыню уже в зрелых летах, незадолго до смерти».

Варлаам Хутынский, подобно многим родовитым людям того времени, незадолго до смерти принял монашеский постриг. Он успел просиять монашеским житием, в отличие от большинства именитых пострижеников Древней Руси. И еще отличие: Варлаам не отправился на покаянное житие в какой-либо монастырь, но основал собственный на своей земле. В конце жизни Варлаам оставил монастырь в наследие братии, чему и посвящена вышеупомянутая вкладная грамота.

Значит, путь к общежительному монастырю у преподобного начинался с пустыни. У ряда других преподобных отцов было не совсем так. Сначала жизнь в монастыре и потом уход в пустыню, со временем вокруг пустынника собиралась братия, и пустынножительство преподобного перерастало в скитское монашество или в общежитие.

Особенность пути Варлаамова состоит в том, что в отдаленный от шумного Новгорода скит вместе с Варлаамом ушли несколько человек. Видимо, до этого момента они вели характерно аскетический образ жизни, готовили себя к монашеству, еще будучи в миру, занимая видное положение в крупном городе. И на преподобного Варлаама эти люди смотрели уже тогда как на своего духовного наставника.

Преподобный Варлаам Хутынский

Преподобный Варлаам Хутынский

Рядом с преподобным Сергием Радонежским

С XIII века в народе отмечается почитание Варлаама Хутынского. Он помогал многим, люди отвечали благодарностью и любовью.

И еще одна особенность святого Варлаама: мощи чтимого святого не обретены. Согласно преданию, великий князь Иоанн III Васильевич принял волевое решение начать раскопки над могилой Варлаама и открыть мощи для поклонения. Из-под земли вышел огонь, в монастыре начался пожар. Люди пришли в страх, почувствовали, что святой не дает согласие на это вроде бы благочестивое дело.

Так и осталась великая святыня Древней Руси под спудом, – нам в назидание. Со святыней нехорошо поступать по своему усмотрению, надо прежде Бога вопросить и святому угоднику Его помолиться – и потом совершить волю Божию.

Пусть ни у кого не останется впечатления, что история с неудавшимся обретением мощей – местная новгородская история с антимосковским привкусом. Расскажу еще случай. В 1521 году на Москву шел войском крымский хан Магмет-Гирей, но Москва спаслась от набега. В этом событии есть духовная сторона. Произошло в то время, так сказать, таинственное явление московских святителей: они собрались вынести из Московского кремля Владимирскую икону Божией Матери, но двое угодников Божиих умолили их не делать этого. Святыня осталась в Москве, город был защищен небесной силой.

Кто были эти двое молитвенников и заступников Москвы? Преподобный Сергий и преподобный Варлаам. Почему Сергий, понятно, он – по сути московский. А Варлаам – новгородец, и просил святых москвичей не оставлять Москвы. Значит, от антимосковских настроений он был далек.

Святой Варлаам – это подвижник не только новгородской, но поистине всероссийской величины. Город, где жил преподобный Варлаам, – великий – по своему значению. Его значимость далеко выходит за границы отдельного крупного населенного пункта. В Новгороде люди встречаются с Древней Русью, лицом к лицу.


Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.