Иеромонах Дмитрий (Першин) — о том, можно ли отвлечь детей от Хэллоуина
Под шумок околооппозиционной дискуссии о клерикализации российского образования школы в очередной раз сдали детей в аренду Хэллоуину. Каковой поэтому правильнее называть Холуином, то есть, экшеном холуёв, готовых копировать любые повадки хозяина, не задумываясь о том, что иные маски, бывает, намертво прирастают к лицам. Особенно, маски зла. Особенно, напяленные на тинейджеров.
Условный рефлекс, который срабатывает в директорских мозгах, примитивен до неприличия: игра на понижение всегда прокатит, зачем мотивировать подростка к созиданию своего внутреннего мира, если можно запузырить инфернальную дискотеку под галочку о культурно-массовой работе?
Всё равно придут. На то она и школа, чтобы дать волю инстинктам, раскачать психику и погрузиться в пошлость, хаос, бесвкусицу этого коммерческого культа, не так ли?
Но ведь исторически именно в случае Хэллоуина перед нами педагогическая попытка перевоспитать языческий карнавал. На Руси это получилось — Масленица стала неделей тёщиных блинов, а не оргий; примирение с родными предваряет Великий Пост. А на Западе аналогичную задачу должен быть решить Хэллоуин.
Напомню, что «хэллоуин» — это шотландское сокращение английской фразы All-Hallows-Even (рус. вечер всех святых, even — сокращение от evening). Автор праздника – Церковь. Разница лишь в том, что в византийской традиции он приходится на первое воскресение после Пятидесятницы, а на Западе ирландские монахи-миссионеры начали совершать память всех святых в день, который сами язычники отмечали как день мертвых.
Чтобы рассеять магический ужас перед проказливыми духами, преодолеть соблазн заглянуть в их темное царство, Церковь напомнила в этот день о тех, кто любовью победил все ужасы и соблазны этого мира, и даже саму смерть. О святых. И о том, кто обновляет в этой любви нас, какого бы пола, возраста, национальности или социального положения мы не были, — о Христе.
Безусловно, эти педагогические усилия не были затрачены впустую. Из зерна христианской миссии выросло мощное древо европейской культуры, под сенью которого укрывается современная цивилизация. Вот лишь некоторые имена, ставшие её славой: Чосер, Шекспир, Диккенс, Честертон, Толкин…
Я уже не говорю про просветителя Патрика-ирландца или Катберта — одного из апостолов Англии, чьи мощи покоятся в величественном Даремском аббатстве, что не мешает Дарему вместе с Оксфордом и Кембриджем входить в тройку ведущих английских университетов. Примечательно, что имена этих святых увековечены и в англоязычной фантастике Клиффорда Саймака — в «Исчадиях разума» и в «Братстве талисмана» соответственно.
Но потом, увы, возобладал понижающий тренд и западный мир начал вновь переобряжаться в чертей. И то, что поначалу напоминало карнавал, теперь обернулось всепланетным расколбасом. Мне непонятно только, почему Россия должна инвестировать в этот расчеловечивающий культово-коммерческий проект?
В 2012 году лишь ряд регионов, в их числе Москва, Белгородский и Краснодарский регионы, не проводили школьные холуины, остальные исправно платили холуйную дань.
Это я всё к тому, дорогие читатели, что, коль скоро от добровольно-принудительного холуина не отвертеться, может быть, предложим школам сделать шаг не вниз, а вверх — навстречу образовательным стандартам третьего поколения? Не попробовать ли нам прививать английский язык и европейскую культуру, не расчеловечивая учеников, но знакомя их с путеводными вехами этого языка и этой культуры? Читая Диккенса, ставя сценки по Шекспиру, входя в мир «Сэра Гавейна и Зеленого рыцаря» (средневековая рыцарская поэма), «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса и, если говорить о культурных отражениях, — «Моего Гамлета» Владимира Высоцкого? Зачем отдавать эти горизонты смыслов на откуп бес-культурью?
Это, конечно, труднее, чем дискотека, но задача школы — транслировать на национальном уровне высокую культурную традицию страны. Традицию сложную, горькую, светлую, неожиданную, в основах своих — европейскую, в общем ту, без которой не бывает души. Именно к этому школа понуждает учеников, даже если некоторым недорослям оно не по нутру.
Но мы дожили до времен, когда уже нам надлежит понуждать школу быть школой, а не песочницей для неандертальцев. Что ж, если не этот, то грядущий Хэллоуин-2013 дает нам прекрасную возможность сокрушить те самые «пузыри земли» (так в «Макбете» Шекспир именует ведьм), что прописались в наших школах. За наш, между прочим, бюджетно-налоговый счет.
Не правда ли, Церковь опять в оппозиции, как, впрочем, и здравый смысл?
Автор — председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы