Православное антикафе
Самовар, карамельки, домашнее печенье, приглушенный свет и вышитые салфеточки на столиках. На полках – книги: начала православной веры, якутско-русский словарь, психология, даже немного фантастики. За окном – стремительно синеющий северный вечер с исчезающим в сумерках деревянным храмом.
Люди сидят за столом и неспешно беседуют о милосердии и христианском отношении к смерти.
Так проходит первая предрождественская «Встреча с епископом» в антикафе «Трапезная» при Спасском мужском монастыре в Якутске.
Небольшое отступление.
«Трапезная» при старейшей обители Дальнего Востока родилась в сентябре 2014 года. Появление такого сугубо «мирянского» заведения на монашеской территории неудивительно: исторически монастырь был «миссионерским» – при нем существовала школа для обучения детей коренных народов грамотности и началам православной веры, миссионерское служение несли все насельники.
«Трапезная» – это не абсолютно новый проект: например, в Пятигорской епархии такое антикафе открылось несколькими месяцами раньше. Концепция заведения проста: встречаемся и общаемся у самовара – никакого навязчивого воцерковления. Неудивительно, что якутское антикафе уже стало любимым в городе местом общения молодежи.
Кулинарные мастер-классы и уроки игры на хомусе, курсы Photoshop и английский язык для начинающих, встречи с интересными людьми и киноклуб, библейские чтения и беседы со священником, – за год у «Трапезной» накопился опыт добрых и полезных мероприятий. Неделю назад посетители антикафе угощали американского футболиста, чуть раньше – учились крутить суши, печь австрийский штрудель и заваривать чай по-английски (кстати, в Якутии, как и в Англии, пьют чай с молоком) под руководством гостей из, соответственно, Японии, Австрии и Великобритании – мероприятие так и называлось: «Кросс-культурное чаепитие».
А вот регулярных встреч с архиереем здесь пока не было, хотя епископа Якутского и Ленского Романа в необщительности заподозрить довольно сложно – по крайней мере, во время своих многочисленных поездок по удаленным поселкам он нередко замечает, что встретился с восьмьюдесятью – девяноста процентами жителей. Беседы воскресными вечерами в период Рождественского поста – такой формат предложил сам владыка Роман.
Почему безумный богач безумен?
Встреч получилось пять. Темы иногда предлагалась ведущим, иногда – гостями. В центре беседы оказывалось чтение из Евангелия или Апостола, причем владыка цитировал по современному переводу Библии. Так, первая встреча началась с чтения притчи о безумном богаче.
– Как бы вы сформулировали суть этой притчи? – архиерей поднимает глаза от книги.
– Этот человек забыл о смерти, – говорит художница Наталья.
– Этот человек забыл о ближних, – парирует школьник Миша – алтарник, прихожанин монастыря.
– Вот смотрите, как интересно: молодость жаждет действия, помощи окружающим людям, а зрелость ищет аскетики, размышлений о вечном, – резюмирует владыка.
Разговор продолжается. Семинарист Виталий неожиданно сравнил заинтересованного исключительно в сохранении и приумножении своего имущества богача, ни много ни мало, с Иудой. Соглашаюсь.
Мне безумный богач напоминает персонажа из другой притчи, о богаче и Лазаре – тот тоже не думал ни о смерти, ни о страдающем рядом с ним нищем. Но по сути-то, действительно – если мы не видим чужих страданий, проходим мимо них, погруженные в мысли о своем благополучии – мы предаем ближних. А учитывая то, что за каждого из нас пострадал Христос – каждый страдалец, неимущий, убогий носит в себе Его частичку. Выходит, в каждом таком случае мы предаем Христа.
Так беседа выходит на тему о помощи ближнему. В суровой Якутии она не теряет насущности: несмотря на то, что по природным богатствам это один из самых перспективных и успешных регионов Дальнего Востока, здесь все еще приходится сталкиваться с бедностью, порой ужасающей. Возможно, это связано как раз с тяжелыми климатическими условиями.
Стандартный ответ в соцопросах на тему материальной обеспеченности: «Деньги на еду есть, покупка одежды вызывает затруднения» – здесь просто не подходит. Кусок хлеба можно попросить у соседей, но без сапог в пятидесятиградусный мороз ты не переживешь и недели. И вот в один далеко не прекрасный день многодетная мама заплачет, потому что муж уехал на заработки, а детей нечем накормить уже сейчас…
У любого нравственно здорового человека такие ситуации вызывают даже не сочувствие, а оторопь, граничащую с отчаянием. Беда, когда видишь ее близко, кажется неподъемной.
Встреча с епископом Романом позволила проговорить очевидные вещи: мы должны просто отзываться на чужую боль, уметь делиться…
Первая встреча была самая немноголюдная. Но – позволю себе субъективное суждение – она же была и весьма полезная в нравственном отношении. По крайней мере, мне достоверно известно, что несколько человек пошли и оказали посильную помощь одиноким семьям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях в предпраздничные дни.
«Божьи люди»
Через неделю антикафе было заполнено. Возможно, дело в том, что в тот день было существенно теплее, а возможно, сработало «сарафанное радио».
Задать краткий вопрос архиерею в Якутске несложно – после воскресной литургии в кафедральном соборе он обычно неспешно проходит к выходу, благословляя всех желающих, но на длительную беседу времени не хватает. Воскресные «Встречи» дают такую возможность.
Вторая беседа стала продолжением первой и по предложению владыки была посвящена христианской любви – той самой, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего – и никогда не перестает. Той самой любви, без которой все чудеса и знамения – ничто.
– Такой любви мы должны учиться в Церкви, – призывает ведущий.
Примеры – перед глазами, в истории и современности.
Перед гостями лежат книги «Божьи люди». Это вторая часть серии «История Православия в Якутии» – проекта, аналогов которому в российских регионах пока нет.
Над проектом по благословению епископа Романа работает историк, журналист и писатель Ирина Дмитриева с коллегами. «Божьи люди» писались совместно с якутским историком, специалистом по истории Православия в регионе Инной Юргановой. Книга посвящена деятельности Церкви в Якутии периода с середины XIX века по 1917 год. То есть – со времени деятельности святителя Иннокентия Московского до начала Гражданской войны.
Почему именно миссионеры, меценаты, священники этого времени приводятся в пример деятельной христианской любви, участникам встречи понятно. Условия жизни на Севере и сегодня, когда есть электричество, самолеты, теплые автомобили, значительно менее комфортны, чем в средней полосе, а уж тогда мотивации идти проповедовать Слово Божье или трудиться во имя Христа и Его Церкви в эти края было еще меньше. Жалованье высоким не было. Меценат не мог рассчитывать «отбить» свои пожертвования. Основной движущей силой была любовь.
Нужен ли мирянину духовник?
Следующие две темы предложили гости – исповедь и духовник. Владыка рассказал о чинопоследовании исповеди, а потом – о подготовке к таинству покаяния. Опирался архиерей на советы наших великих современников:
– Митрополит Антоний Сурожский советовал: если человек только начинает путь примирения с Богом, то надо определить, за какой грех наиболее стыдно – и начать с него.
Это была самая многолюдная встреча. Гости – люди в основном уже воцерковленные или активно воцерковляющиеся – особенно живо обсуждали проблемы мелкого греха, спрашивали, как замечать в себе грехи, как преодолеть осуждение, зависть, грехи повторяющиеся, что делать со врожденной склонностью ко греху – например, гневливости…
Владыка отвечал подробно и вдумчиво, ссылаясь на классических учителей аскетики и собственный опыт, но неизбежно подходил к теме личного духовного руководства, без которого любые назидательные советы превращаются в общие слова:
– Духовник человеку необходим. Это как семейный врач – он знает, что творится в душе чада, какие в ней происходят изменения.
– А если отношения с духовником не складываются? Нет, он не плохой человек – просто характерами не сошлись? – тут же рождается следующий вопрос.
– Конечно, вы имеете право поменять духовника! – епископ высказывает почти революционную мысль. – Спокойно и без ссоры, честно сказать: «Батюшка, прости, мне с тобой сложно».
Уже после завершения беседы о духовничестве (в этот раз гости даже после заключительной молитвы не отпускали ведущего почти час) владыка заметил, что вопрос-то – сложный, и не только в связи с тем, что на Севере до сих пор священники есть далеко не в каждом населенном пункте. Он просто мало разработан для мирян.
– Например, отец Александр Шмеман считал, что духовное руководство мирянину не нужно, что даже исповедь предпочтительнее общая, — епископ Роман отца Александра уважает, цитирует в проповедях, рекомендует читать, но в данном вопросе не соглашается. – А как человеку без исповеди? Разве помыслы мучают только монахов?
Приходим к выводу, что тему надо будет обсудить еще раз, более глубоко и подробно. Может, в формате интервью, с заранее подготовленными вопросами.
***
На последней встрече говорили о праздниках – Рождестве, Святых днях, Крещении Господнем. Основная мысль беседы – любая традиция, от рождественского стола до крещенского купания – без богословия и богослужения становится пустой.
— Зовите людей в храм! – призвал епископ Роман. – Это обязанность каждого христианина – поделиться радостью и светом нашей веры с ближним!
Праздник наступил. Нам есть, чем поделиться?