Директор океанариума на Дмитровском шоссе в Москве отказался устраивать экскурсию школьникам, узнав, что они больны аутизмом. «Посетителям не нравится видеть инвалидов, это вызывает у них жалость. Это неприемлемо«, – цитирует мать одного из детей слова директора океанариума. Вместе с тем преподавателям предложили устроить одну экскурсию сразу для всех групп в санитарный день – «чтобы их никто не видел». Это далеко не первый случай подобного отношения к инвалидам в нашей стране.
Если вы не можете сказать ничего приятного, держите лучше рот на замке.
«Дети не помнят, что вы им сказали. Или сделали. Они помнят, что вы заставили их почувствовать».
Эту цитату я услышала несколько лет назад на одном из семинаров по буллингу (третированию, травле) во время конференции, посвященной воспитанию детей. И полностью согласна с автором. Я сама многое забыла из детства, но отчетливо помню те редкие случаи, когда меня ругали в школе. В третьем классе, например, учительница назвала меня лицемеркой за то, что я кого-то рассмешила, тогда как должна была ей помогать. Я понятия не имела, что означает это слово (я его выучила только в 10 классе), но я помню, как я себя чувствовала в тот момент: я смутилась, мне было стыдно и неприятно.
Каждый из нас переживал подобные моменты в своей жизни. К сожалению, некоторым их приходится переживать чаще других. Например, родителям детей с особенностями развития. Когда наши дети проявляют особенности своего развития на публике, окружающие порой говорят такие вещи, которые нас унижают, сердят или расстраивают.
Разумеется, как правило, никто не хочет нас сознательно задеть. Людям может быть неловко или они могут нервничать и от этого сказать что-то не то. Я сама всегда попадаю впросак на поминках. Я теряюсь, когда хозяева благодарят меня за то, что я пришла. Несколько раз я не нашла ничего лучше, как сказать: «я бы ни за что не пропустила поминки». И только позже сообразила: «О Боже! Я только что сказала им, что мне нравится ходить на похороны. Они, наверняка, подумали, что я больна».
Однако всегда находятся те, кто осуждает нас, и поэтому говорят неприятные вещи. Я попросила родителей особенных детей поделиться, что из того, что им приходилось слышать, было самым неприятным. Так родился список из пяти фраз «никогда и ни за что».
1) «Не знаю, как ты это выдерживаешь»
Это, на первый взгляд, безобидное замечание, особенно выводит из себя, если слышишь его в кризисные моменты, когда ты и так на пределе.
«Мне пришлось положить дочь в больницу, настолько сильная у нее депрессия»
«Бедная Пэтти, и как ты все это выдерживаешь».
Мы это «выдерживаем» потому, что у нас нет другого выхода. Единственная альтернатива – свернуться клубочком и сдаться. И что тогда станет с нашими детьми?
2) «Дайте мне вашего ребенка на неделю, и я приведу его в чувство»
Есть много причин, по которым лучше никогда такого не говорить. Самая главная – учитывая то, в каком нервном напряжении постоянно пребывают родители таких детей, и тот факт, что не так часто кто-то предлагает взять к себе наших детей, мы можем согласиться на ваше предложение. Так что, заявив такое, будьте готовы услышать в ответ: «Отлично! Я освобожусь в пять и завезу ее вам». И мы резко прибавим газу, отъезжая от вашего дома, если вы вдруг передумаете.
Люди, которые говорят нечто подобное, часто убеждены: «Ваш ребенок просто избалован, ему не хватает дисциплины». Поверьте, если бы дисциплина могла помочь, мы бы все устроили у себя дома военные лагеря. Нам бы очень хотелось думать, что проблемы наших детей – это результат родительских ошибок воспитания. Их ведь можно контролировать.
3) «Бедняжка»
Жалость – это та вещь, которая раздражает родителей особого ребенка больше всего на свете (больше – разве что выложенные в Facebook’e оценки «идеальных» детей). Нам не нужно, чтобы нас жалели, но мы хотим участия. Жалость и участие кардинально отличаются. Участием вы как бы говорите человеку «я чувствую твою боль, позволь мне немного ее облегчить». Жалость же, наоборот, причитает: «Какая кошмарная у тебя жизнь! Не хотел бы я оказаться на твоем месте!»
На самом деле, наша жизнь с особыми детьми вовсе не кошмарна. Сложная ли она? Да. Бывают ли в ней дни, когда хочется напиться прямо с утра? Еще бы. Кажется ли нам иногда, что нет больше сил смотреть, как наши дети изо всех сил стараются, чтобы их приняли другие дети? Сплошь и рядом. Но бывают и другие дни, когда нас охватывает радость, не знакомая обычным родителям – когда у наших детей наконец получается что-то очень важное в их жизни, например, получить приглашение на вечеринку, или завести первого друга, или впервые воспользоваться горшком – в восемь лет.
4) «Какое счастье, что мой ребенок здоров»
Когда люди говорят такие вещи, создается впечатление, что наши дети больны чем-то ужасным. Многих это удивит, но большинство родителей особых детей, на самом деле, уверены, что такие дети – их благословение. Мои особые дети сделали мою жизнь настолько богаче! С ними я поняла, что такое сострадание и безусловная любовь, перестала давать безапелляционные оценки и научилась быть благодарной моим родным и друзьям, которые их поддерживают. По-моему, звучит вполне здорово.
5) «Если бы у меня был такой ребенок, он был бы другим»
Сегодня легко оценивать окружающих, полагаясь на то, как они выглядят или поступают. Гораздо труднее задуматься и представить себе, каково быть «в шкуре» другого человека. Тот, кто делает подобные замечания, очевидно, не способен это сделать. Лучше всего на это отвечать: «Нет, если бы это был ваш ребенок, вы были бы совсем другая». Так что пока вы не одели мою «шкуру» 48 размера, помолчите!
Это – только несколько вещей из тех, что ежедневно приходится выслушивать родителям особого ребенка. А если вы мама приемного ребенка с особенностями развития – будьте готовы услышать гораздо более неприятные замечания. Кому-то из родителей довелось услышать вот такие жестокие слова:
«По крайней мере, это не ваш родной ребенок»
«А вы знали, что он не такой, как все, когда его усыновляли?»
«Вы пробовали его вернуть?»
Что вы можете сказать.
Теперь, когда я рассказала, что вам лучше не говорить родителям особого ребенка, пришло время обсудить, что же говорить нужно. Вот несколько замечательных идей:
• Иногда лучше слушать, чем говорить. Многие родители особых детей просто хотят, чтобы кто-то их выслушал и не судил.
• Не бойтесь задавать конкретные вопросы, которые помогут вам больше узнать, например, «расскажите, пожалуйста, побольше об аутизме». Но при этом старайтесь избегать вопросов «а что с ним не так?», «а что у нее такое?»
• Если ребенок присутствует, не надо говорить так, словно его здесь нет. Ему будет очень неловко.
• Помните про разницу между жалостью и участием.
• Спросите, можете ли вы чем-то помочь. Этим вопросом вы заработаете себе много очков. Дополнительные очки можно заработать, предложив усыновить кого-то из наших детей. Шутка!
Поделитесь – а как вы себя чувствуете, услышав подобное?
Если у вас нет особого ребенка, боитесь ли вы сказать что-нибудь не то? Если же у вас именно такой ребенок, расскажите, чтобы бы вы хотели слышать от окружающих или как бы вы хотели, чтобы они себя вели?
Опубликовано 15 марта 2012 г.
Гина Галлахер в «Все уже поняли, что у вас идеальный ребенок».
Перевод Ольги Антоновой.