Против духа этого мира
Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства:
Святейший Патриарх Кирилл продолжил дело Святейшего Патриарха Алексия, который подготовил почву для своего преемника, а благодаря его усилиям Церковь заняла очень заметное место в мнении народа. Но ведь и тогда митрополит Кирилл, еще не будучи Патриархом, служил Церкви, вся та титаническая работа, которая велась в ней, проходила через его голову, сердце и руки.
В последние пять лет Святейший решает проблемы, которые назревали в течение не одного столетия, у нас происходят серьезнейшие сдвиги. И эти изменения действовать будут десятилетия. Патриарх — один из тех редких людей, которые видят не на 10 лет, а на 100 лет вперед.
За пять лет сделано столько, что я просто затрудняюсь все перечислить, потому что обязательно что-то упустишь.
В целом ощущение, будто время внутри Церкви чрезвычайно ускорилось. И в этом историческом контексте нам было бы очень трудно, если бы не духовная мощь нашего Предстоятеля, его личность, умение трудиться с помощью Божьей, которая просто очевидна.
Поступательно в Церкви совершаются нужные перемены: увеличилось число епархий, решения Соборов стали выполняться. Потому что раньше, если Собор вырабатывал какие-то решения, они оставались часто неизвестны всей толще церковного народа. А сейчас решения остаются не только в истории, но и становятся частью практической деятельности.
Патриарх не боится сделать шаг назад, если что-то оказалось недостаточно своевременным, но не чтобы забыть и отбросить, а лишь отложить на некоторое время.
Он сумел выстроить отношения с государством, что имеет огромную пользу для Церкви. Думаю, только при нем могла бы начать реализовываться программа строительства двухсот храмов, и она началась, причем Святейший держит руку на пульсе, следит за ее реализацией.
Введение духовенства в штат Министерства обороны — целиком его заслуга.
Я уверен, что именно благодаря ему, его молитве и труду, наконец, и наши русские дети будут получать образование по основам православной культуры. Несмотря на все сопротивление советской ментальности, искаженное толкование Конституции, на так называемое «общественное» мнение, которое просто стало проводником враждебных стихий, которые дуют из-за океана, из Европы и так далее. Плыть против этого ветра трудно. Но это истинная церковная задача. Церковь всегда плывет против духа этого мира. Против духа времени. Дух времени — это теперь дух антихриста.
Бог даровал нам свободу Церкви — уникальный период нашей истории. Не знаем, сколько он продлится, но такого еще не было. И вот в этот период строительства новой жизни Церкви в современных условиях Господь даровал нам такого Человека! Поэтому хочется жить, трудиться, и молиться. Я счастлив, что живу в эту эпоху, и где-то там, с краешку, являюсь сотрудником в каком-то небольшом сегменте той многоплановой деятельности, которую реализует Церковь и которая направлена на наш крещеный, но недостаточно просвещенный церковный народ. Трудно противостоять действию оболванивающего народ телевидения, эстраде, «глянцу», теперь и нашей бедной школе…
Нам всем нужно молиться так, чтобы молитвы за нашего Предстоятеля были не формальными, с подлинным сердечным участием.
Не политика, а миссия
Священник Константин Камышанов, клирик Спасо-Преображенского мужского монастыря города Рязани:
Я не знаком с начальником Протокола Патриарха, не вхож в кабинеты с высокими стенами, золотой лепниной и портретами святителей в тяжелых рамах. Возможно, поэтому мне легче разглядеть общий курс нашего церковного корабля. Большое видится на расстоянии.
Я по гражданской профессии — архитектор. И вот что заметил в нашем деле. Революция оборвала естественный рост культуры и привила какие-то ветки не сверху, а сбоку. Прошло время, привой усох, а макушка снова зазеленела.
В сегодняшней русской архитектуре нет современного творчества. Она как бы договаривает то предложение и те слова, которые ей не дали высказать в 30-40-50 годах. Срезанная верхушка только-только набирает силу. Похожие процессы создали искусство шестидесятников — этих гениев повторенного света.
Складывается впечатление, что не высказалась до конца не только архитектура, а вся наша страна. Что не договорила Церковь?
В начале века внутри Церкви была четко и ясно сформулирована идея Симфонии. Всего лучше ее описал философ Владимир Соловьев. Смысл этой Симфонии в том, что все институты общества — кирпичи в постройке нового мира, возводимого по чертежам Бога. По умолчанию считается, что мы, христиане, должны преобразовывать мир. Это так называемый процесс «обожения.» Так вот, начиная с Византии и до Соловьева сложилось убеждение в том, что все мы, как инструменты в оркестре, должны сыграть некое музыкальное произведение под управлением Бога. В этой симфонии есть партия, отведенная России.
Но вот цитата самого Патриарха:
«Лучшие умы Церкви и лучшие умы государства работали над формированием церковно-государственной модели отношений. Тогда они использовали для описания этой модели замечательное слово „симфония“, которое по-русски мы употребляем с другим ударением. Так вот, симфония предполагает гармоническое сочетание интересов, распределение ответственности. И очертания этой симфонии запечатлены в каноническом предании Православной Церкви. Наверное, в идеале эти отношения никогда не были реализованы по многим обстоятельствам, но они всегда были примером».
Считается, что подспудно эта Симфония была кредо всех наших самодержцев. Но если взять в руки манифесты и присяги наших царей, то можно удивиться тому, что о Симфонии там ни слова. А больше о чести, славе, благополучии и верности трону. Как-то все прозаично и обращено у мирскому, а не к небесному.
То есть, Симфония никогда не была темой нашего государства. И это — недоговоренное слово России. Это то новое, что было предложено Патриархом стране. Симфония — это ценнейшая наработка христианского мира, кристаллизовавшаяся веками. Она — продолжение тысячелетнего эксперимента посвящения жизни Земли Небу. В практическом применении — это содружество Бога, церкви и государства. Но в полезности такого союза сегодня многие сомневаются, и критике подвергаются все элементы такого союза.
Сейчас модно ругать церковную вертикаль власти. Взамен предлагается модель диаспоры: выборность клириков, общая касса христиан и тому подобное. Это логично. Диаспоры сегодня в России имеют ряд преимуществ перед неорганизованными гражданами. Диаспоры выдержали проверку веками. При этом можно было бы, уменьшив возможности прав гражданства, не служить, например, в армии, или вообще не контактировать с этим государством. Почему нет?
Но Европа была построена не так. Она была смелее и раскованней. Наш прекрасный континент был созидаем с той или иной степенью подобия Симфонии. И начало ее демонтажа связано с другими моделями, родившимися в последнее время. И мне кажется, что Симфония себя не исчерпала.
Симфония — это новое явление. Она всегда подразумевалась в развивающейся Европе, но нигде и никогда не была принята как национальная доктрина.
Прежде всего — это не политика. Эта та национальная идея, которую так старательно не хотят найти. Главное отличие от политики в том, что политика меняет парламент, а Симфония — человека. Диаметрально противоположный подход. Если люди станут внутренне свободны, то никогда никакая диктатура не сможет навязать свою порочную власть.
Инструмент Симфонии — не выборы, а миссия.
Мне видится, что и Патриарх, и наши последние президенты решили попробовать осуществить этот новый сценарий развития страны. И мне кажется, что наш новый Предстоятель Церкви в контексте Симфонии настойчиво предлагает христианскую миссию всем нам, от президента до провинциального волонтера. И призыв находит отклик.
Может быть, это последний шанс для Европы остаться Европой.
Итогом этих пяти лет в моих глазах стал призыв воздвигнуть Симфонию как новый формат существования страны.
Почти ничего не получилось. Почти. Но что-то стало удаваться. Это только пять лет из тысяч. Все только начинается.
Смысл этого русского возрождения — в русском Кватроченто. До сего дня человек в нашей стране был безликим инструментом истории. Обращение к личности — это нечто новое в истории нашего Отечества. Мы жили проблемами князей, царей, генсеков, а вот теперь предлагается пожить интересами Царя царей — Христа.
Ресурс новой России — в раскрытии личной миссии человека, ассоциированного с Христом.
Итак: симфония, мир и личность — основа нового мировоззрения. Миссия — инструмент всех ее слагаемых.
Проводником этого грандиозного исторического проекта продолжения европейской истории в нашей стране, без сомнения, стал патриарх. Главный итог этих пяти лет в том, что идея Патриарха начала становиться достоянием как народа, так и политического руководства. Наверху стали смутно ощущать необходимость иного пути развития, отличного от пути западноевропейских леваков.
Можно найти множество проблем как в отношениях между государством и церковью, так и внутри церкви. Но как бы не случилось, что за деревьям стало не видно леса.
Поэтому надо отдать должное нашему Патриарху, взявшемуся обновить и оживить древо нашей государственности, вложить новый дух в наш народ и продолжить путь исторического развития христианских народов.
Сегодня наша очередь внести свое слово в Симфонию. И если мы все постараемся сохранить мир, традиции и исторический опыт нашей цивилизации то, у нас все обязательно получится, потому что Симфония — есть здание, основанное на истине.
Грамотно осознавать происходящее
Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутове:
Хотелось бы поделиться воспоминанием о первом впечатлении, который произвел тогда еще митрополит Кирилл на моего покойного родителя, протоиерея Глеба Каледу. Папа встретился с будущим Патриархом Кириллом в начале девяностых и, придя домой, сказал, что не встречал архиерея Русской Православной Церкви, который бы обладал таким государственным умом, то есть так грамотно и объемно осознавал все происходящее.
Действительно, Святейший Патриарх Кирилл по тем дарованиям, которые ему дал Господь, выделяется среди всех остальных, нередко очень талантливых, служителей нашей Церкви именно всеобъемлющим умом, чувством полноты Церкви.
Приходится удивляться его поразительной работоспособности, энергии. Примером этого может являться тот факт, что совершая богослужения на Бутовском полигоне, службы непростые, он обычно не остается на трапезу, а через несколько часов оказывается с какой-то миссией в другом государстве.
Те реформы, которые прошли в Церкви за эти пять лет, в том числе появление большого числа новых епархий, новых архиереев, создание новых митрополий, мы еще, наверное, не осознаем до конца: для этого необходимо время.
Мне хотелось бы отметить еще одну очень важную, на мой взгляд, особенность служения Святителя: он не забывает об окраинах России, уделяет им большое внимание, особенно удаленным районам Сибири, Дальнего Востока, где есть опасность потери связи с духовным центром, с Москвой, с Центральной Россией. Поэтому Патриарх и сам неоднократно посещал удаленные епархии, и следит за развитием там духовной, церковной жизни.
Хочется пожелать нашему Предстоятелю многих лет жизни, помощи Божьей в его нелегком в первосвятительском служении.
Защищая Православие…
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище в Москве:
Когда мне пришлось служить с Патриархом Кириллом в самом начале его патриаршества, я был удивлен тем теплом и вниманием, с которыми он ко мне отнесся. Расспросил о моих нуждах, спросил, как идет стройка, благословил. Хотя, казалось бы, какое дело Патриарху до обычного священника!
Самые главные же мои впечатления о патриаршестве Святейшего Кирилла следующие. Патриарх, несмотря на нападки, которым он подвергается слева и справа, несмотря на то, что нападки эти стали массовыми и технологичными, нигде, ни в чем не отступает от чистоты православного вероисповедания. Пока он будет защищать православные догматы без всяких компромиссов, я с ним. Это самое главное — защищать Православие, православную веру. И Святейший Патриарх делает это достойно.
Без надрыва
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель проектируемого храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:
Я как простой священник не могу окинуть взглядом все события, которые проходили за эти пять лет в Русской Православной Церкви. Все, что свершил Святейший Патриарх, я, к своему стыду, не могу даже вместить.
Для меня как для клирика Московской епархии, как для настоятеля особенно важны вот какие события: продолжается программа строительства двухсот храмов в Москве. Как настоятель одного из этих храмов, я знал о необходимости строительства церквей, но не предполагал масштаб востребованности. Наш большой временный храм, рассчитанный на 300–350 человек, заполнился менее чем за год, и мы всеми силами пытаемся построить постоянный храм большей вместимости.
Нужно отметить программу, которая успешно развивается и тоже инициирована Святейшим Патриархом — предмет ОПК — основы православной культуры в школе. Она вылилась в более широкий курс — Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).
Участвуя в программе ОПК, я вижу, насколько она востребована не только среди детей, но и среди их родителей. Когда я прихожу в школу по приглашению родителей на уроки в 4 класс, то меня просят встретиться и с учениками 9, 10, 11 классов. Эта программа необходима, чтобы мы могли растить представителей нового общества — не потребителей, а устроителей новой жизни, патриотов своей Родины. То есть, общество людей боговдохновенных, ориентированных не на земные блага, но на духовный внутренний мир.
Святейший Патриарх уверенно, спокойно, без какого-либо надрыва, которого ждут люди вне Церкви, без революционных процессов, выстраивает Церковь именно как единый организм, правильно функционирующий и в плане управления и в плане духовного окормления.
Перестали делить духовенство на «младостарцев» и опытных священнослужителей. Теперь не важен твой возраст, важна твоя активность на приходе, твое образование. Святейший Патриарх требует от каждого ставленника во священники духовного образования. И это правильно, т. к. именно от безграмотности рождается суеверие и претензии к Церкви, желание выстроить ее по своему усмотрению, на свой лад.
Я помню, как Святейший Патриарх, где-то даже преодолевая непонимание, негативное отношение, вводил должности миссионера, катехизатора, социального работника как штатную единицу на каждом приходе. Сейчас это стало настолько естественным и необходимым, что мало кто вспоминает, как непросто было вначале. Именно Патриарх Кирилл настаивал на привлечение мирян к профессиональной работе по всем этим направлениям. И это теперь успешно работает.
Церковь очень сильно меняется, преобразовывается, и надо отметить те нововведения, которые были часто непонятыми многим, даже церковным людям. Патриарх сделал великую вещь — организовал Межсоборное присутствие, появилась возможность дискуссии в Церкви, которой раньше не было. И эта дискуссия стала снимать многие вопросы, недопонимания. Могу привести в пример дискуссию о подготовке ко Причастию. Это было обсуждаемо во всей Церкви, и общецерковная дискуссия сняла напряжение внутри самой Церкви, позволила принять грамотное, взвешенное решение.
Для меня значимо, как Святейший Патриарх относится к социальному служению. Заострение внимания на темах семьи, усыновления в словах Патриарха дает свои плоды. Причем мы не только слышим призывы к милосердию, социальному служению, но и видим — только, к сожалению не все — адресную помощь Патриарха определенным людям, многодетным семьям, сиротам.
Я очень рад, что Церковь не затащили в политическое пространство, как ни старались люди со стороны. Это тоже достижение Патриарха.
Все что я попытался обозначить — это даже не один процент деяний Патриарха. Но на что бы я хотел обратить внимание: для деятельности Церкви сейчас очень благоприятные условия, и для настоящих тружеников на поле церковном в миссионерском, социальном, богословском и в молодежном служении сейчас самая благоприятная атмосфера, и ей надо пользоваться. Если мы упустим эту возможность, то грех будет на нас. Найти причины, чтобы критиковать и ничего не делать, всегда можно. Но только это не наш путь. Давайте будем искать силы и возможности, чтобы благоприятное время для труда не превратить в свое осуждение.
Работа закипела
Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе:
Время летит быстро…
Мне помнится, как и многим, служба в храме Христа Спасителя, когда Святейший Кирилл вошел на горнее место как новоизбранный Патриарх…
Что принесли нам эти пять лет?
Харизматичная натура Первоиерарха, кипящая энергией созидания, вооруженная ясным и динамичным словом, привела в движение церковный маховик.
Изменена контурная карта наших епархий.
В епископат влились новые и свежие силы.
Несмотря на трудные времена и всегдашний недостаток делателей, преобразования себя оправдали. Работа закипела.
Приходы оживлены службами милосердия, просвещения и проповеди Евангелия. Как ни высоки две последних, успехи налицо, при малых издержках.
Продолжается церковное строительство, идущее в ногу с возрастающей мощью России, еще не обретшей суверенитета, однако и не сдающейся пред лицом всемирной агрессии безнравственности.
Отрадно наблюдать творческий конкордат власти и Церкви — при естественном недовольстве тех, кто и сам не созидает, и другим не дает.
Отметим мудрость Святейшего, правящего Церковью, части которой находятся вне политических границ России.
Считаю его визиты на Украину судьбоносными и очень надеюсь, что по миновании политического киевского кризиса Святейшему удастся сохранить единым наше родное Православие, найдя достойную замену Блаженнейшему Владимиру.
Замечательно разочарование в курсе Святейшего наших церковных либералов и модернистов, давно набивших оскомину своими обновленческими потугами.
Церковность позиции Патриарха Кирилла очевидна. Сохранение устоев векового Русского Православия в сочетании с любезной сердцам открытостью навстречу недугующему грехом миру…
Остается лишь молиться о укреплении сил Первоиерарха и благодарить, что в такое турбулентное время мы имеем то, что имеем, по милости Божией.
Уже история
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря:
Пять лет — с исторической точки зрения совсем незначительный срок, но за пять лет служения Патриарха Кирилла создано необыкновенно многое, что, без сомнения, войдет не только в историю Русской Православной Церкви, но и Православия в целом.
Пять лет назад при Интронизации Святейшего Патриарха Кирилла прозвучали его слова о том, что нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, ибо вся его жизнь принадлежит без остатка Богу и Церкви.
Его Святейшество, безусловно, обладает богатейшим духовным опытом, энциклопедическими познаниями и общепризнанным авторитетом, как в нашей Родине, так и за рубежом. Вклад Патриарха Кирилла в дело устроения современной жизни Церкви и всего общества трудно переоценить.
Святейший Патриарх наделен кипучей энергией и огромным творческим потенциалом, который выливается в масштабные проекты. Например, программа строительства двухсот храмов в Москве, создание новых епархий, создание Высшего церковного совета. При несомненном лидерстве Святейшего, создаются эффективные органы, расширяется круг людей, помогающий Патриарху принимать решения и претворять их в жизнь. Необходимо отметить и умение Святейшего Патриарха находить помощников и единомышленников, которые помогают Ему успешно вести церковный корабль в бурной и противоречивой современной жизни.
Редкое умение владеть словом, лучше назвать его даром, дают Его Святейшеству способность доносить до сердец многих наших соотечественников вечные нравственные ценности.
Плодотворная деятельность Патриарха, направленная на возрождение церковной жизни, повышение авторитета Церкви, к сожалению, наталкивается на ожесточенное противодействие тех, для кого свобода воспринимается не как свобода от греха, а как вседозволенность, кто в росте авторитета Церкви видит умаление своего мнимого авторитета. Возможно, это сопротивление является негативным и косвенным, но все-таки признанием успешности многогранной деятельности Святейшего Патриарха Кирилла.
Хочется молитвенно пожелать Его Святейшеству долгоденствия, доброго здравия, терпения, мудрости и других благодатных сил для несения тяжкого креста Предстоятеля и Первоиерарха Русской Православной Церкви.
Увидеть, как живет Россия
Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:
С приходом Патриарха Кирилла началась новая веха в жизни нашей Церкви.
Каждый из Патриархов поставлен Господом в определенный исторический момент на конкретное служение. Святейший Патриарх Алексий, с которым я тоже был много лет рядом, всего себя отдавал тому, чтобы вернуть множество утерянного: вернуть храмы, возродить монастыри. Он был, с одной стороны, смелый человек; с другой — следовал по острожному пути, поскольку еще предстояло преодолевать наследие прошлого.
Святейший Патриарх Кирилл — человек активного действия. Мне приходилось участвовать в работе Поместного Собора, и известие, что практически большинством голосов на патриаршество был избран митрополит Кирилл, сразу дало понять, что начинается время активной работы в Церкви. Системной работы, когда не будет возможности отсидеться и действовать только тогда, когда есть желание. Служение станет ревностным, системным. Так оно и произошло за прошедшие пять лет.
Время подготовки самой интронизации… Я помню, как это было ответственно, ведь впервые все должно было проводиться в храме Христа Спасителя.
Наверное, это было некой последней точкой возрождения полноты церковной жизни. И сам подход подготовки интронизации был напряженный, ответственный. Прошло почти 20 лет с последней интронизации, нужно было восстановить в памяти у всех, кто что-то знал о том, как происходит интронизация: как это происходит, сделать особо торжественным, чтобы это было правильно поставлено именно в стенах храма Христа Спасителя, когда уже есть возможность и аудиосопровождения, и телетрансляции.
Впервые момент интронизации в Русской Православной Церкви могли увидеть все желающие. И это первая интронизация в XXI веке. Все это накладывало особый отпечаток на предстоящее событие.
Еще каждый из нас ожидал, каким будет дальнейшее служение: останемся мы рядом с Патриархом или получим другое послушание. Мы были к этому готовы. Святейший Патриарх Кирилл оставил возле себя всех. И каждый осознавал свою нужность, свою востребованность.
Эти пять лет для меня лично — особое время, когда я увидел страну, сопровождая Святейшего во всех поездках — от Северного моря до Черного, от Балтийского до Тихого океана. Увидел, как живут люди. Увидел, что Патриарху интересно не только то, что происходит в Церкви, но и то, что происходит в жизни каждого человека, будь то военнослужащий, моряк, тот, кто добывает нефть и газ; тот, кто пасет стада оленей… Ему было все интересно. Он принимает участие в каждом человеке, активное, искреннее, не показное.
Для меня очень ценно, что я увидел жизнь людей не только в Москве, но и в самой-самой глубинке, в самых отдаленных точках: на Чукотке, на Камчатке на Сахалине, монашескую жизнь на Соловках.
Со стороны кажется, что Патриарх — такой городской человек, администратор. Но он очень глубокий монах и в какой-то мере аскет. Это незаметно для сторонних, но очень видимо тем, кто находится рядом с ним. Его внимание к монашеской жизни неподдельно.
Для меня прошедшие пять лет — открытие нового мира, новой стороны жизни России вообще и Русской Православной Церкви.