Бог нас послал учиться жить
Мы празднуем Пасху на порядок мощнее чем Вознесение и Пятидесятницу. Однако, не Пасха является финалом евангельской истории, а Троица. Пасха стоит в одном ряду с Вознесением и Пятидесятницей. Равная среди равных.
Не Пасха задает тон жизни христианина, а наитие Духа Святаго на учеников Христа. Бог нас послал не научиться умирать, а научиться жить.
И вместе с тем, Вознесение и Пятидесятница находятся в тени Пасхи — праздника праздников. Так, что события, следующие за Христовым Воскресением, кажутся избыточными, а многочисленные явления воскресшего Иисуса — случайными и малозаметными.
Христос воскрес. Чего больше? Казалось, бы Ему остается лишь одно небольшое усилие – обнаружить Себя живым, и евангельской истории Христа должен был бы положен конец.
Но Пасхи оказывается мало. И само Воскресение не укладывается в головах учеников должным образом. Все необычно и непостижимо для апостолов.
Ученики Христа знали, что люди могут воскреснуть, как воскрес Лазарь и дочь Иаира. Но Христос воскрес не так. В очередной раз, спутав все карты учеников, Он воскрес не на глазах изумленной публики, а в тайне и одиночестве.
И само воскресение произошло необычно. Христос зачем-то прошел загадочным образом сквозь свитые пелены и, оставив на них радиоактивные ожоги, исчез.
И Христос не просто воскрес, а воскреснув, исчез из поля зрения людей.
Так состоялось первое вознесение Христа в духовный мир. По сути дела, было два Христова Вознесения — перехода от земли к небу. Одно тайное — в пасхальную ночь. Другое — явное на горе Елеон, на глазах народа.
В этих переходах между мирами Господь обнаружил перед учениками Свою неотмирность, власть над смертью, могущество и Свою Божественную природу.
Хотя неотмирность царствия Божиего опытный исследователь Библии мог бы заметить и на вознесении пророка Илии. Но не заметили, как не заметил духовной природы мира святой апостол Петр, предложивший устроить жилые шалаши на горе Фавор Христу и Его святым.
Он мог воскреснуть и сразу после снятия с креста. Он мог воскреснуть и в тот момент, когда ко гробу пришли мироносицы. Но Он воскрес так, что этого никто не видел. И это было сделано специально. Для того, чтобы показать, что жизнь и смерть Христа не лежит в плоскости нашего бытия.
Непонятливые апостолы
Но… ученики ничего не поняли. Воскресшему Иисусу пришлось вновь входить в мир и вновь проповедовать ученикам суть Царства Небесного, роль Мессии и Его отношения с Отцом Небесным.
Из-за непонятливости апостолов потребовался повтор и малого пасхального вознесения, и повтор явления ангелов и многочисленные повторы поучений.
До распятия в Иерусалиме апостолы уяснили только то, что Иисус – Мессия. Не о каком божестве Христа, ни о какой победе над смертью, ни о каком Небесном Царствии они еще не догадывались.
Недаром при входе в Иерусалим, в то время, когда Иисус изливал им душу о Своих грядущих страданиях, они делили министерские портфели в будущем правительстве царства Мессии и приставали к Учителю с просьбой дать им им кресло рядом с Собой.
Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
Вплоть до распятия Христова апостолы ждали политического, физического царства, которое будет основано в Иерусалиме.
После распятия они растерялись:
В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях.И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ним
Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.
А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
Апостолы ждали смены политического строя в Иерусалиме целых три дня! Им еще и в голову не приходило, что царство Божие неотмирно и то, что его НИКОГДА и НИГДЕ не будет на земле, ни через три дня, ни через три миллиона лет.
Вот ради второй части миссии — точного указания места Царствия Божьего и Своего места в Боге и являлся Христос вплоть до Пятидесятницы.
Апостолы долго не могли увидеть Бога в человеке
Итак, время от Пасхи до Троицы – это время постижения мистического существа Христа, небесного расположения Царства Небесного и того, что мы сами – отчасти жители этого Царства и родня Богу.
Для учеников, чтобы воспринять духовную природу Христа и Его Царства, одной Пасхи оказалось мало. Они не могли увидеть в Христе Бога. Им невероятно трудно было расстаться с мыслью о всемирном торжестве Израиля. Они выросли в среде, где плотское представление о Царстве Божием и недоступность Бога были аксиомами духовной жизни.
Апостолы были правоверными иудеями, постичь божественную природу Христа им было так же трудно, как и их священникам. В их сознании этого не могло быть, потому что этого не могло быть.
Для эллина видеть в человеке Бога – дело обычное. А вот для иудея – вещь запретная, караемая смертью. Собственно, позиционирование Иисусом Себя, как Сына Божия на дворе Каиафы и было причиной убийства Христа. Услышав, что человек может быть вместилищем Бога, первосвященник в ужасе и гневе разорвал на себе одежды и потребовал крови и смерти Иисуса.
И Христос являлся им до тех пор, пока они не увидели Его Вознесение. После подъема на небо им в голову явственно вошла мысль, что царство Мессии — не Иерусалим, а иной мир.
После того, как им стало ясно, что жилище Христа есть небо, естественно встал вопрос, как с этим небом связаны люди?
Разъяснение произошло в Сионской горнице. Бог показал, что люди связаны с небом, с местом жизни Бога, посредством духа.
Радость — проявление благодати
После этого масштабные явления Христа окончились.
Но и после Троицы апостолы не смогли вместить в себя суть боговоплощения. Богу пришлось сделать еще одну важную вещь – неким личным усилием отверзнуть им ум.
Отверзть ум есть чудо, равное чуду воскрешения из гроба. Господь отверз новые им способы глубинного иррационального восприятия Бога, иной реальности Царства Небесного, достигаемого действием благодати.
Одним из проявлений благодати является радость. Эту радость мы как раз встречаем на страницах Евангелия в моменты особенного откровения.
Обратим внимание на малозаметную, но важную деталь повествования о радости, как следствии и признаке иного, правильного способа восприятия действительности:
И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
Способность апостолов воспринимать новые силы и знания стала для них источником неиссякаемой энергии, оптимизма и всегдашней радости, как верного признака жизни в Духе:
— Братия, радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
— Радуется один член, радуются все члены. Вы — Тело Христово.
И вот пришел праздник Троицы 2016 года — наша малая Пятидесятница.
Христос тот же. Дух тот же. Мы так же, как и апостолы, приняли Святого Духа во таинстве Крещении. Этот Дух Святой ничем не отличается от Духа принятого апостолами. И что?
Если мы чужды Духу, то что празднуем?
И ничего.
Вместо радости — признака жизни в Духе — у нас проблемы: приступы уныния, почти всегдашний упадок сил, бессонница, неуверенность в завтрашнем дне, боязнь смерти и болезней, тоска от безденежья, досада и непрерывные обиды.
Вместе взятое это говорит о том, что мы явно не в Духе. Или в духе, но в каком-то другом, по сравнению со Святым Духом.
Что же мы празднуем в день Троицы, если мы чужды Духу? В чем наша Пятидесятница? Ведь праздновать — означает быть вместе с хозяином праздника и его друзьями – Хозяин здесь Бог-Отец, со Христом и Святым Духом. Друзья и почетные гости — апостолы и все люди, живущие и почившие в Духе.
Если мы не Духе, то что мы празднуем? А если в Духе, то почему мы живем так, как живем? И почему у нас голова еще не повреждена от такого шизофренического двоедушного устроения? Странная тяжесть ума затмевает нам видение Бога. Сухое и жестокое сердце не принимает радость бытия с Богом. И дух самолюбия не впускает к нам дух любви.
И такая странность нашего положения давно уже никого не удивляет, не огорчает, не пугает. Мы как-то спокойно относимся к такой двусмысленности нашего положения перед Богом. В двусмысленном положении являемся на Его праздники зваными и при этом чужими.
Церковь выстилает полы храмов цветами
И никого это не удивляет и не беспокоит, кроме Христа и Церкви. Но Церковь и Христос неутомимы в желании нашего спасения и просветления.
Церковь выстилает полы храмов цветами и травами, пытается показать, что царство Божие подобно вожделенному саду и не похоже на наши серые города, села и на дачи — пристанище праздного пенсионера с картошкой, комарами и соседями.
Церковь моделирует пространство, в котором перемешаны небо и земля — сад с райскими цветами, ангелами и святыми угодниками.
Она так делает для того, что мы чувственным взором увидели доказательства того, что горний мир лучше нашего, и в него стоит стремиться.
Христос тоже не остается в стороне, и трудится вместе с Церковью, непрерывно проливая на нас Дух Святой.
На Троицу с нами в церкви происходит все то же самое, чтобы было когда-то с апостолами в Сионской горнице: Бог силится отверзнуть нам ум, посылает Святого Духа.
Церковь поет в этот день такие слова, адресованные сердцу:
Вся подае́т Дух Святы́й,/ то́чит проро́чествия, свяще́нники соверша́ет,/ некни́жныя му́дрости научи́,/ ры́бари богосло́вцы показа́,/ весь собира́ет собо́р церко́вный./ Единосу́щне и сопресто́льне Отцу́ и Сы́ну,//
Уте́шителю, сла́ва Тебе́.
В этот день стоит вспомнить слова Бога о новом сердце и новом духе:
Возьму вас из народов, и соберу вас из всех земель …и вы очиститесь от всех нечистот ваших…И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и удалю сердце каменное из плоти вашей, и дам вам сердце плотяное.
И Дух Мой вложу в вас, ….И поселитесь на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Мне народом, и Я буду вам Богом.
Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
Так почему бы нам и в самом деле не послушать Бога, раскрывающего в день Пятидесятницы суть устройства мира и условия нашего вхождения в Царство Небесное?
Теперь веруете?
Послушав Бога и Церковь, мы ничего не теряем в этом веке, но приобретем все в веке будущем. Не послушав Бога и церковь, мы все потеряем в веке будущем и ничего выигрываем в этой жизни, разве что экономим на свечках и на подарках священнику.
Наша косность — есть наше земное наследство. Оно тянет нас обратно, не дает видеть и слышать Бога. Не надо отчаиваться. Мы ничем не лучше и не хуже тех, кто жил до нас. И до нас люди страдали косностью души, но не отчаивались и стремились к Богу и просили Его помочь им спастись, в чем мы можем убедиться из древних песнопений Церкви:
Ты бо рекл еси́ Владыко: я́ко елика аще кто просит о Твоем имени, невозбранно приемлет от Твоего́ присносущнаго Бога и Отца́. Темже и аз грешный в пришествии Святаго Твоего́ Духа, Твою́ молю́ благость, воздаждь ми во спасение…
Ты еси́ сострадателен и милостивый к приклоняющим к Тебе́ колена, приклоняяйся любоблагоутробне. Даждь убо Господи, людем Твоим щедроты Твоя́: услыши нас с небесе́ святаго Твоего́: освяти́ нас силою спасительныя десницы Твоея́.
Господь явил нам столько же благодати и чудес, сколько было явлено Его любимым апостолам. И поэтому и нас по праву можно спросить так, как были спрошены апостолы:
— Теперь веруете?
Что это значит?
Мы все прочли Евангелие. Мы знаем все тайны Воскресения, Вознесения, Рождества и тайны Троицы. И встает вопрос: зная все это, мы веруем?
Вера — это не знание, а способ жизни с Богом. Знание у нас есть, а есть ли вера?
В день Троицы как бы завершается открытие всех тайн, явленных Богом. И естественно в этот день Богу повторить нам вопрос, адресованный апостолам:
— Теперь веруете?
То есть, готовы ли вы жить с Богом не на словах, а на деле?
Богу уже больше нечего нам сказать. У него уже нет от нас тайн. Все открыто. Последняя тайна сообщена человеку в день Пятидесятницы. Праздник Троицы — время этого вопроса о вере и нашего ответа. Наступила наша очередь действовать.
Что мы ответим Богу, стоя на коленях в храме, утопающем в цветах, траве и под сенью берез?
— Верую, Господи, помоги моему неверию.
Прекрасная молитва. Но может, кто-нибудь когда-нибудь напишет молитву не хуже этой, но добавит в нее слова об отверзении ума, сердца и души и целительном действии благодати и действии в нас Святого Духа.
Эту пока невыразимую молитву творит душа на Троицу и просит не забыть ее известными словами:
И́же и в сей после́дний и вели́кий спаси́тельный день Пятдеся́тницы пра́здника, та́йну Святы́я и Единосу́щныя, Тро́ицы показа́вый нам, и наи́тие и прише́ствие Свята́го и Животворя́щаго Твоего́ Ду́ха и рекл еси́ Влады́ко: я́ко ели́ка а́ще кто про́сит о Твое́м и́мени, невозбра́нно прие́млет от Твоего́ присносу́щнаго Бо́га и Отца́.
Те́мже и аз гре́шный в прише́ствии Свята́го Твоего́ Ду́ха, Твою́ молю́ бла́гость, возда́ждь ми во спасе́ние
Низводя́й во ад и возводя́й, связу́яй в не́мощи, и отпуща́яй в си́ле, Тебе́ благода́ть о всех испове́дуем, о вхо́дех на́ших, я́же в мир сей, и исхо́дех, наде́жды нам воскресе́ния, и жизни нетле́нныя.