Многие жалуются, что их дети постоянно скучают. Почему с ребенком это происходит?
Примерно до конца прошлого столетия предполагалось, что в обязанности папы и мамы входит ребенка кормить, лечить и воспитывать. Учила школа. Развивал и развлекал двор. Сейчас ответственность целиком лежит на родителях. Родитель должен не только кормить, одевать и обувать, помогать с уроками, но еще и водить на всевозможные развивающие занятия, мастер-классы, научные шоу для детей. Все это – непременно в развлекательной форме, чтобы ребеночка там заинтересовали, растормошили.
Этот стереотип проникает в головы родителей через социальные сети, разговоры на детских площадках, в гостях, через статьи психологов в интернете. Детское развитие и образование постепенно становится развлекательным. Вроде неплохо, что дети учатся в игровой форме, но если такой активности вокруг ребенка много, он привыкает, что взрослые организуют что-то для него. Он сам не является ее источником, а только принимает участие в чужих сюжетах, не зная, откуда они берутся и куда исчезают.
Добавляет жару индустрия детских развлечений: аквапарки, лазертаги, батутные центры. Родители часто изо всех сил стараются, чтобы у ребенка было качественное веселье. Открыли рядом парк развлечений – нужно сводить ребенка в ближайшие выходные. Ему нравится, он просится еще, почему бы не сводить? Но если таких развлечений становится много, родителю потом сложно будет с ними конкурировать, предлагая что-то домашнего производства. Непросто будет вызвать восторг диафильмами и вечерним чтением книжки. Нервная система ребенка восприимчива и подвижна. Яркое и броское в детстве нравится больше, чувство вкуса воспитывается постепенно, дать задний ход всегда сложнее.
Получается, что заскучать может ребенок очень старательных родителей, которые хотят обеспечить его всем самым лучшим. Как правило, проблемы дают о себе знать в начальной школе, когда учеба навевает смертельную скуку, а кружки неинтересны. <…>
Что делать родителям? Задаться вопросом: что мы делаем вместе с ребенком, какое совместное пространство у нас существует, чем оно заполнено в тот момент, когда мы отобрали у него гаджет?
Задача взрослого – найти способ наполнить «резервуар» внутреннего мира ребенка. У нас нет для этого прямого пути, для этого нужна совместная деятельность, совместное пространство с ребенком. Изменить жизнь ребенка и свою собственную, выстроить взаимодействие – это создать условия, чтобы что-то в ребенке взросло. Не буду утверждать, что это просто. Развитие личности ребенка требует от взрослого, прежде всего, труда отношений с ним.
Кроме того, нужно предварительно заглянуть в себя, задуматься, что интересно мне, что бы я хотел ему передать, найти форму, адекватную возрасту ребенка. Это бывает так неочевидно для родителей, что мы с ними посвящаем этому вопросу отдельное время на консультациях. Результатом становится иногда прямо список на бумаге, что можно делать конкретному папе или маме с конкретным ребенком, исходя из особенностей их темперамента, интересов, возможностей.
Второе направление – отбор достойных культурных образцов: детской литературы, мультипликации, театральных постановок. Кстати, театр – прекрасный источник переживаний для ребенка, который качественно наполняет его внутренний мир.
Как скука может стать источником развития и творчества читайте в материале «Правмира».
С уважением, семейный психолог Елена Лутковская.