Труд – это благословение
— Геронда, в старину говорили: «Лучше протирать подмётки, чем одеяла». Что подразумевали под этими словами?
— Тем самым хотели сказать: «Лучше стирать подмётки, работая, чем лежать в кровати и лодырничать. Труд – это благословение, это дар Божий. Он оживляет тело и освежает ум. Если бы Бог не дал человеку труда, то человек покрылся бы плесенью. Люди трудолюбивые не перестают работать даже в старости. Если ещё имея силы, они перестают трудиться, то начинают унывать. Прекратить работу для таких людей равносильно смерти. Помню, в Коннице один девяностолетний старичок работал не переставая. В конце концов он так и умер на пашне – в двух часах ходьбы от дома.
Но надо сказать и о том, что телесный покой, к которому стремятся некоторые, не является каким-то стабильным состоянием. Находясь в телесном покое, люди могут лишь время от времени забыть свою душевную тревогу. У них есть всё: обед, десерт, душ, отдых… Однако, как только всё это заканчивается, они стремятся к ещё большему покою. Таким образом, людям постоянно чего-то не хватает и поэтому они постоянно расстроены. Они чувствуют пустоту, и их душа стремится эту пустоту заполнить. Ну а тот, кто устает от труда, имеет постоянную радость – радость духовную.
— Геронда, но если, например, у тебя проблемы с поясницей, то ты не можешь заниматься никакой работой.
— Что же, по-твоему, поясницу не нужно тренировать? Разве не поможет пояснице работа, которая будет для неё тренировкой? Я тебе вот что скажу: если человек ест, пьет, спит и не работает, то у него “раскручиваются” все внутренние “винтики” и ему постоянно хочется спать, потому что его тело, его нервы расслабляются, расхлябываются. Потихоньку такой человек доходит до того, что не может делать ничего. Стоит ему немножко пройтись пешком, как он начинает задыхаться. А вот если он станет понемногу работать и двигаться, то у него укрепляются и ноги, и руки. Погляди: люди, которые любят труд, не спят подолгу или даже от усталости совсем не могут уснуть, однако, несмотря на это, у этих людей есть силы. Это происходит потому, что, трудясь, они закаляются и укрепляются телесно.
Работа — это здоровье, особенно для человека молодого. Я заметил, что некоторые маменькины сынки, идя в армию, созревают, закаляются. Армия таким ребятам приносит очень большую пользу. Конечно, то, о чем я говорю, в основном относится к прошедшему времени. Сегодня в армии боятся побеспокоить солдат, принудить их к чему-то, потому что стоит их как-то “побеспокоить”, они вскрывают себе вены, “подвергаются нервному потрясению”…
Для того чтобы дети были здоровы, я советую родителям посылать их работать к кому-то и даже платить этому человеку деньги. Лишь бы дети любили работу, которую будут делать. Ведь если, имея силы и голову, юноша не работает, то он расслабляется, становится вялым и дряблым. А если при этом он ещё и видит, что другие преуспевают, то он запутывается в собственном эгоизме и ничему не радуется. Он постоянно имеет помыслы, и его ум словно забит соломой. Потом к нему идёт диавол и начинает нашептывать: “Несчастный, какой же ты бездарь! Один твой сверстник стал преподавателем, другой открыл собственное дело и зарабатывает деньги, а до чего дойдешь ты?” Таким образом диавол ввергает этого человека в отчаяние. Но если юноша начнёт работать, то приобретает доверие к себе – в добром смысле этого слова. Он увидит, что тоже сможет справиться с трудностями, но, кроме этого, и его голова будет занята работой, и у него не останется и времени на помыслы. То есть польза будет двойной.
Выбор профессии
— Геронда, некоторые родители подталкивают своих детей выбрать ту же самую профессию, что и они, и часто делают это очень настойчиво.
— Нет, они поступают неправильно. Не надо давить на детей, чтобы те делали то, что по душе родителям, если это не по душе самим детям. Я был знаком с юношей, который хотел поступить на богословский факультет и стать священником. Однако его мать была против, она настаивала, чтобы он пошёл в медицинский.
Этот юноша выучился византийскому пению и пел в храме. Он сам сделал музыкальный инструмент и подбирал на нём церковные гласы. Многие церковные песнопения он знал наизусть. У него было немалое дарование, он писал тропари, составлял службы. Закончив среднюю школу, юноша поступил на богословский факультет. С его матерью от расстройства случилось нервное потрясение. Потом она приходила ко мне и просила: “Помолись, отче, чтобы я выздоровела, и потом пусть мой ребёнок делает то, что ему нравится”. Но выздоровев, она опять стала препятствовать тому, чтобы её сын учился богословию. И в конце концов он оставил богословский факультет, забросил пение и загубил себя зря.
Видя, что юноши затрудняются в выборе специальности, я советую им следующее: “Посмотрите, какая профессия или наука вам нравится. Надо, чтобы вы делали то, к чему у вас природная склонность”. Если же юноши и девушки думают избрать тот путь, к которому у них нет склонности, то я советую им отдать своё сердце тому, к чему они испытывают склонность, чтобы это пошло им на пользу. То есть я помогаю им выбрать то дело, которое им нравится, и профессию в соответствии со своими силами. Достаточно, чтобы то, что они делали, было по Богу.
У кого-то склонность к музыке? Пусть он станет, например, хорошим музыкантом или хорошим церковным певчим, и своим пением помогает тем, кто будет его слушать, так чтобы они возлюбили Церковь и молитву. У кого-то призвание к живописи? Пусть он станет художником или иконописцем и с благоговением будет писать иконы, которые станут творить чудеса. У кого-то призвание к науке? Пусть посвятит себя ей и станет трудиться с любочестием.
И посмотрите: с детского возраста заметно, к чему у человека призвание. Однажды в монастырь Стомион пришёл человек с двумя малышами – своими племянниками. Один – лет шести-семи, уселся рядом с нами и без остановки задавал нам разные вопросы. “Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?” — спросил я его. “Адвокатом!” — ответил он. Второй ребёнок куда-то подевался. “Где же он? — спросил я его дядю. — Не свалился ли он в обрыв?” Мы вышли его поискать и услышали, как из столярной мастерской доносятся удары молотка. Заходим мы в мастерскую и видим, что малыш так здорово отделал теслом гладко обструганную крышку верстака, что она годилась после этого только в печку! “Кем же ты станешь, когда вырастешь?” — спросил я его. “Столяром-краснодеревцем!” — ответил мальчуган. “Станешь, — говорю, — станешь. Ничего, что испортил доску! Подумаешь, экая важность”.
Любовь к работе
— Геронда, почему некоторыми людьми во время работы овладевает скука?
— Может быть, они не любят свою работу? Или, может быть, во время работы они постоянно занимаются одним и тем же? Часто на некоторых производствах, например на фабрике, которая производит окна и двери, один мастер с утра до вечера склеивает между собой доски, другой постоянно вставляет в них стекла, третий каждый день проходит их замазкой. Эти люди постоянно делают одну монотонную операцию, а хозяин ходит и за ними присматривает. И это продолжается не день и не два. А если постоянно делать одно и то же, то людям это надоедает.
В старину было не так: столяр принимал от строителей четыре стены и должен был передать хозяину готовый дом под ключ. Ему надо было настелить пол, вставить окна и двери, промазать стекла замазкой и так далее. Потом он принимался за разные витые лестницы, точёные перильца, потом все это красил, потом была очередь за шкафами, за полками… А в конце он принимался за мебель. И даже если один мастер не занимался всем этим, все равно он знал, как это сделать. В случае нужды столяр мог бы даже крышу покрыть черепицей.
Сегодня многие люди измучены, потому что они не любят своей работы. Они глядят на часы и с нетерпением ждут часа, когда можно уйти домой. А вот если у человека есть радение, ревность к работе и ему небезразлично то, что он делает, то чем больше он работает, тем больше эта ревность разжигается. Потом человек отдается работе и, когда приходит время уходить, с удивлением спрашивает: “Как же прошло время?” Он забывает и о еде, и о сне, он забывает обо всём. Даже если он ничего не ел, голода он все равно не испытывает, и даже если он не спал, его не клонит в сон. И не только не клонит – он радуется тому, что не спит! Он не мучается от голода или от недосыпания: работа для такого человека – праздник, торжество.
— Геронда, допустим, два человека делают одну и ту же работу. Почему от неё один получает духовную пользу, а другой — духовный вред?
— Все зависит от того, как они делают эту работу и что они имеют в себе. Если человек трудится со смирением и любовью, то все [что он делает] будет просвещенным, очищенным, радостно благодатным, и сам он будет чувствовать в себе внутреннее восстановление сил. А вот принимая гордый помысл о том, что он делает работу лучше другого, человек может чувствовать некое удовлетворение, однако это удовлетворение не наполняет его сердце, потому что душа не получает [духовного] извещения, не имеет покоя.
Кроме того, если человек делает свою работу без любви, то он устаёт. Например, если кто-то не любит работу и для того, чтобы окончить её, надо подняться в гору, то только один вид этой горы отнимает у него силы. Тогда как другой, делая то же самое от сердца, идёт и взлетает на гору, сам того не замечая. К примеру, если человек рыхлит грядки или пропалывает огород от сердца, то он может работать несколько часов и не уставать – несмотря на солнцепёк. Если же человек работает не от сердца, то он то и дело останавливается, зевает, жалуется на жару и страдает.
— Геронда, может ли работа или наука поглотить человека настолько, что он станет безразличным к своей семье, к другим обязанностям?
— Работу надо любить просто: не надо быть в неё влюбленным. Если человек не полюбит свою работу, то будет уставать вдвойне – и телесно, и душевно. А раз он будет усталый душой, то телесный отдых не будет восстанавливать его силы. Душевная усталость – вот что выматывает человека. Работая от сердца и испытывая радость, человек не выбивается из душевных сил, и телесная усталость тоже исчезает.
Я знаком с одним генералом, который выполняет даже солдатскую работу. Знаете, как он болеет за солдат? Как отец. И знаете, какую он испытывает радость? Этот человек исполняет свой долг и радуется. Однажды в полночь он выехал с Эвроса [1], для того чтобы поехать в Ларису на память святого Ахиллия [2] и успеть на Божественную литургию, хотя ему можно было бы приехать и позже, только на молебен.
Однако он решил приехать раньше, для того чтобы почтить святого. Всё, что делает этот человек, он делает от сердца.
Удовольствие, которое чувствует человек, любочестно выполняющий свою работу, — это доброе удовольствие. Это удовольствие дал Бог, для того чтобы не уставало его создание. Это – восстановление сил через усталость.
Каждый должен духовно использовать то дарование, которое у него есть
Каждый человек должен во благо использовать имеющееся у него дарование. Ведь Бог, наделив человека каким-то дарованием, и спросит с него за это. К примеру, ум человека – это [данная ему] сила, но она в соответствии с тем, как каждый будет пользоваться своим умом, он может сделать добро или зло. Если, будучи очень умным, человек использует свои способности правильно, то он может делать изобретения, которые будут помогать людям. Однако, использовав данные ему способности неправильно, человек может изобретать, к примеру, способы грабежа своего ближнего.
Или, например, взять художников, которые печатают свои рисунки в газетах и журналах. Одна карикатура, один рисунок может скрывать в себе целое событие. То есть если бы эти художники использовали гибкость своего ума с пользой, то они бы её освятили и помогли бы и самим себе, и другим. Тогда как сейчас многие из таких людей делают недоброе дело: если они бесстыдники — то бесстыжее, если они смехотворцы – то смехотворное.
То есть люди, одарённые, наделённые особенными способностями, либо приносят другим пользу, либо их разрушают. Тогда как те, кто особенных способностей не имеет, конечно не могут сделать большого добра, но, по крайней мере, и большого зла они тоже не могут сделать.
Работа и душевная тревога
— Геронда, у многих людей взвинчены нервы, когда они возвращаются после работы домой.
— Я советую мужчинам после работы зайти в какой-нибудь храм, поставить свечку, постоять десять-пятнадцать минут на службе или посидеть где-нибудь в сквере и почитать отрывок из Евангелия, для того чтобы умиротвориться. После этого пусть идут домой – умиротворенные и улыбающиеся. Ведь в противном случае они будут приходить домой раздражённые и затевать ссору с ближними. Не надо приносить домой те проблемы, с которыми они сталкиваются на работе: эти проблемы надо оставлять за дверью своего дома.
— Геронда, однако некоторые люди оправдывают свою взвинченность и нервность той ответственностью, которую они несут на работе и которая наполняет их душевной тревогой.
— Она наполняет их душевной тревогой, потому что они забывают сделать Бога помощником в своих делах. Лентяй со своей постоянной присказкой “ничего, Бог не оставит…” лучше, чем такие люди. По мне, так лучше человеку работать простым служащим, правильно и с любочестием выполнять работу, старясь упростить свою жизнь, ограничиваться необходимым и иметь голову спокойной, чем быть владельцем предприятия и то и дело повторять: “Ах, как же мне быть?” И обычно такие большие люди имеют большие долги. А потом подмешивается гордыня. “Вот получу ещё один большой заём, — построю то, устрою другое и буду жить припеваючи…” — говорят такие люди, но потом просчитываются, разоряются и их имущество продают с молотка.
Кроме того, многие люди у себя на работе не трудятся головой. Они без толку выбиваются из сил и не справляются с порученным им делом. Потом они падают в глазах других, и их души наполняет тревога. К примеру, человек хочет выучиться какому-то искусству или ремеслу, годы напролёт ходит к учителю или в учебное заведение, но, будучи невнимательным, не может преуспеть, потому что не работает головой.
Человек должен понять, что ему необходимо для работы, и восполнить недостающее. Например, будучи в миру и работая столяром, я увидел, что для мебели, которую делал, мне был необходим токарный станок. Ну и что же? Что, мне надо было искать токаря и просить, чтобы он мне помогал? Нет. Я приобрел токарный станок и научился работать на нем сам. Прошло ещё какое-то время, и я увидел, что мне было нужно делать винтовые лестницы. Я посидел, вспомнил геометрию и арифметику и научился изготавливать такие лестницы. Если не работать головой, то будешь мучиться.
Всем этим я хочу сказать, что человек должен работать головой, потому что во время работы часто появляется куча проблем и осложнений. Работая головой, человек станет хорошим мастером и, зная, как поступать ему в каждой конкретной ситуации, будет идти вперед. В этом вся основа. Голова должна быть производительной силой во всём. В противном случае человек остаётся недоразвитым и теряет время зря.
Освящение труда
Каждый человек своей молитвой, своей [христианской] жизнью должен освящать свой труд и освящаться сам. Если же на работе человеку подчиняются другие и он несет ответственность, то он должен духовно помогать им. Если кто-то находится в добром внутреннем состоянии, то свою работу он тоже освящает. К примеру, если юноши приходят к мастеру для того, чтобы он выучил их своему делу, одновременно он должен помогать им научиться жить духовно. Такое отношение поможет и самому начальнику, и его подчиненным, и его клиентам, потому что Бог будет благословлять его труд.
Любая профессия может быть освящена. К примеру, врач не должен забывать: то, что главным образом помогает в медицине, есть Благодать Божия. Поэтому он должен постараться стать сосудом Божественной Благодати. Врач, будучи хорошим, добрым христианином и одновременно хорошим специалистом, помогает больным своей добротой и своей верой, поскольку он внушает им относиться к болезни мужественно и с верой. В случае серьёзной болезни такой врач может сказать больному: «Медицина как наука дошла вот до такого уровня. Однако там, где не хватает человеческих знаний, есть Бог, Который творит чудеса».
А учитель должен постараться исполнить своё служение с радостью и помогать детям в их духовном возрождении. Ведь духовное возрождение детей по силам не всем родителям, даже если они расположены по-доброму. Обучая детей знаниям, учитель одновременно должен стараться, чтобы они стали настоящими людьми. Иначе какой им будет прок от выученной грамоты? Общество нуждается в правильных людях, которые – каким бы делом они ни занимались – исполняли бы его хорошо. Учитель должен смотреть не только за тем, хорошо ли выучен урок, но принимать во внимание и другие добродетели или положительные черты учеников – такие, как благоговение, доброта, любочестие. Оценки, которые ставит детям Бог, не всегда совпадают с теми оценками, которые ставят им учителя. Чья-то двойка для Бога может быть пятеркой с плюсом, а чья-то пятерка с плюсом для Бога может оказаться двойкой.
Профессия не делает человека человеком
— Геронда, если во время работы человек испытывает беспокойство, то в чем причина этого?
— Может быть, он не относится к своей работе с добрыми помыслами? Если он относится к своему труду правильно, то работа, какой бы она ни была, будет для него праздником, торжеством.
— Геронда, а если человек расстраивается из-за того, что занимается тяжелой или грязной работой? К примеру, трудится на стройке, моет котлы в столовой или занимается чем-то подобным? Как он должен себя расположить?
— Если он задумается о том, что Христос умыл ноги Своим ученикам, то расстраиваться перестанет. Христос сделал то, что Он сделал, как бы говоря нам: “Вы должны поступать так же”. Чем бы ни занимался человек: моет ли котлы, чистит ли кастрюли, копает ли землю – он должен радоваться. Ведь кто-то и вовсе чистит канализацию, потому что иной работы найти себе не может. Весь день бедняга в грязи и микробах. А что он, не человек? Не образ Божий? Один глава семьи работал чистильщиком канализации и достиг высокого духовного устроения. Он заболел туберкулезом, и хотя мог уйти с работы, не захотел, чтобы на его месте мучился кто-то другой. Этот человек любил жизнь низкую, презираемую другими, и за это Бог исполнил его Благодатью.
Профессия не делает человеком. Я был знаком с портовым грузчиком, который воскресил мёртвого. Когда я был дикеосом (в святогорских скитах монах, выбираемый или назначаемый на один год для координации жизни между насельниками скита. – Прим. перев.) в Иверском скиту, однажды ко мне пришёл человек лет пятидесяти пяти. Придя поздно вечером, он лёг спать на улице. Когда братья скита это увидели, они завели его внутрь и известили об этом меня. “Что же ты не позвонил в колокольчик? — спросил я его, — мы бы открыли тебе дверь и дали комнату в гостинице”. — ”Что ты такое говоришь, отец? — ответил он. — Как же я могу посметь побеспокоить братьев?”
Увидев на его лице сияние, я понял, что он жил очень духовно. Потом этот человек рассказал мне о том, что в детском возрасте он остался без отца и поэтому, женившись, очень любил своего тестя. После работы он сначала заходил домой к тестю и тёще, а потом уже шел к себе. Однако он очень расстраивался, потому что его тесть был большой сквернослов. Много раз он просил тестя перестать сквернословить, однако тот не унимался.
Однажды тесть тяжело заболел. Его отвезли в больницу, и через несколько дней он умер. Когда тесть умирал, грузчик не был рядом с ним, потому что в это время он разгружал в порту корабль. Когда он пришёл в больницу и ему сказали, что тесть умер, он пошёл в морг и со многой болью стал молиться так: “Боже мой, прошу Тебя, воскреси его, чтобы он покаялся, и потом забери обратно”. Тут же мертвый открыл глаза и стал шевелить руками. Работники морга, видя происходящее, в ужасе убежали. Грузчик забрал своего тестя домой, и тот совершенно поправился. После этого он прожил в покаянии ещё пять лет.
“Отче мой, — рассказывал мне грузчик, — я благодарю Бога за то, что Он оказал мне эту милость. А кто я такой, чтобы Бог оказывал мне такую милость?” У этого человека было много простоты. И при этом у него было такое смирение, что ему даже в голову не приходило, что он воскресил мёртвого. Он буквально рассыпался в прах от благодарности Богу за то, что Тот для него сделал.
Многие люди мучаются из-за того, что им не удается прославиться суетными славами или обогатиться суетными вещами. Они не задумываются о том, что от всех этих слав и богатств в жизни иной – то есть в жизни настоящей – не будет никакого толка. Да ведь и перенести-то их в ту иную, настоящую, жизнь будет нельзя. Туда мы перенесем только те из наших дел, с помощью которых здесь, на земле, получим соответствующий “заграничный паспорт” для предстоящего нам великого и вечного путешествия.
[1]* Эврос – река в Северо-Восточной Греции, на границе с Турцией. — Прим. перев.
[2]* Память Святителя Ахиллия Ларисийского (ок. 330 г.) совершается 15 мая. — Прим. перев.
© Издательство «Святая Гора». Старец Паисий. Слова. Том 4.