Сироту десоциализируют в детдоме, где все сироты. Аутиста — в коррекционной школе, где все аутисты. Умного ребенка десоциализируют там, где все умные.
Я уже встречала молодых руководителей, которые впадают в ступор, получая в команду разных людей — один вспыльчивый, другой медлительный, третий нервный, четвертый стучит пальцами по столу, а пятый тянет одеяло на себя. А если это не офис-менеджмент, а мало-мальски практическое дело, то вообще труба: прораб закончил колледж, рабочие — девять классов, грузчики и того меньше, водитель заикается, а у парней из подсобки легкие ментальные нарушения. Вы же не думали, что дети с ментальными нарушениями после коррекционных школ превращаются в морскую пену? Нет, они тут, рядом, разносят вам пиццу, красят офис и работают на озеленении.
От всего этого многообразия у молодого руководителя натурально взрыв мозга. У него МВА, он точно знает, как менеджерить людей… своего уровня интеллектуально-психического развития. «Работать невозможно, кругом одни дебилы!» — жалуется молодой руководитель. Он требует от HR набрать команду, чтоб даже у уборщицы был IQ не ниже 120. Он совершенно не понимает, что все люди с IQ не ниже 120 тоже получили МВА и всякие хорошие дипломы, и многие из них тоже шокированы тем, что руководить приходится не роботами, а живыми людьми, и к каждому нужен свой подход. В ход идут коучи, соционика и разные шарлатаны от психологии.
В конце сюжета уволившийся молодой руководитель пишет в Фейсбуке пост о том, что в этой стране люди деградировали и пора валить.
Свалив, он напишет пост о том, что западное общество больно толерантностью к дебилам и обречено.
Мне кажется, сейчас такого больше именно из-за сегрегации в сфере образования. В советское время в коррекционные школы ну хотя бы попадали только дети с нарушениями. Тормознутые сохранные троечники без высокой мотивации учились вместе со всеми и к окончанию школы каждый в классе так или иначе привыкал, что бывают такие люди, что придется дать им время, что есть у них и свои таланты или положительные стороны. Что любая команда не сильнее своего самого слабого звена, и единственный путь к успеху — это звено усилить. Объяснить на перемене или дать списать, в конце концов. Не в этом ли знании секрет пресловутого успеха троечников?
Сейчас «умных» не то что от «больных», но и от «обычных» сегрегируют с маниакальным упорством. Конкурсы в первый класс, подготовишки с шести лет, ищем сильную школу, вот это всё. Школе финансово необходим высокий результат по ОГЭ/ЕГЭ. Всех, кто его не выдаст, амбициозная школа безжалостно выживает куда угодно. Как говорилось в глупом детском анекдоте моей эпохи, «подавись ты хоть блинами, только не на моем участке».
Результат по ЕГЭ и поступление на бюджет — это тот товар, который школа продает родителям. У него тот же изъян, что у любого товара, не прошедшего испытания в полевых условиях. Работает только в идеальном сферическом вакууме. А его нет и не будет.
Если вашему ребенку гарантирован Гарвард с последующим избранием в Сенат, например, то конечно, сдавайте его в частную школу для избранных. С народом он вряд ли будет пересекаться даже при заказе кофе. Но если вы из касты простых смертных, то есть о чем подумать.
Не знаю, когда до нас дойдет, что стерильная среда — это ВСЕГДА десоциализация. Что инклюзия в равной степени нужна не только детям с особенностями развития, но и здоровым.
И вовсе не для развития одной только эмпатии и прочих эмоциональных сфер (это у нас пока плохо понимают, вот в вуз на бюджет — это да). А для умения жить в сложном, разношерстном обществе.
Не надо десоциализировать умных, способных детей. Лучше пусть повторят трижды правила умножения дробей, чтобы Вася с последней парты успел врубиться. Вот уж от повторения дробей никакого вреда в жизни не будет, точно вам говорю.