Сладок мёд – таинственная древняя пища мистерий. Издревле он связывался с жизнью мертвых – ибо человек не мог поверить, что Бог его оставил навсегда, как добычу смерти.
Тайна мёда как пищи – символа пищи бессмертия и возрождения, своею сладостью, к которой древний человек был совсем непривычен, в отличие от нас, с пирожными и тортиками, с конфетками и шоколадками, была тайной воскресения, светлого, сладчайшего, долгожданного посмертия, которое не есть смерть, но – жизнь…
Мёд – пища, пришедшая в мистерию Крещения ранних христиан. Новокрещенные, погрузившиеся в воды купели, в смерть Христову, после вкушали мёд. Евангелист Лука сохранил для нас рассказ о том, как Сам Воскресший из мертвых вкушал мёд от пчелиных сот (Лк. 24:-42-43), уверяя учеников, что Он воскрес не как дух, но во плоти.
Радоница полна пасхальной, воскресной сладости – о, Сладчайший Иисусе! «О, Моя Весно, Мое Сладчайшее Чадо, как и отчего угасла Твоя красота?» – восклицает в византийской поэме в дни Страстей Богоматерь… Сладчайший… по-русски это «родной, миленький». Так порой мы говорим, обращаясь к деткам – «сладкий мой, родной, любимый, единственный».
Единственные и родные, они – о, как многие! дети малые и дети седые, ибо у Бога все чада – погребены в земле, ждущей Пасхи вечной, что изольется на землю в последний день.
Христос – новый Самсон, Он разорвал льва, и разорвал его надвое, навсегда, без возврата. Он убил смерть, Он вырвался из чрева смерти, той, что алчна как лев и молчалива как кит, поглотивший Иону. В руке Его – книга Нового Закона, – не такого, как что бы то ни было прежнее, что было до сего. Он творит всё новое.
«Господи, кто поверил слышанному от нас?» И кому открылась Твоя мышца, Твоя сила, Твоя крепость?» (Ис.53:1) «Отрок Господень – Муж скорбей (Ис.53:3) – открылся в Муже крепком, связавшем сильного» (Мк.3:27). «Сила Его совершилась в немощи Его» (2 Кор.12:9). Он, как росток из сухой земли (Ис.53:2), пробивает толщу смерти – «толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде». (Пс.140:7). Но кит-всеядец, ад всеядец извергает всех мертвых – первым из которых становится добровольно ставший мертвым Сын Божий.
… На иконе Христос Спаситель предстоит в полный рост. Темно-синий гиматий облекает Его фигуру, формируя контуры, очертания огромной рыбы – кита, «кита-всеядца». При этом прослеживаются даже хвост и плавники, не говоря о зияющей пасти, из которой является глава и плечи Спасителя, сияющего светом.
Христос в алом хитоне словно разрывает Собою чрево чудовища.
Он разорвал льва, как козленка, подобно Сампсону (Суд. 14) и смерть стала сладкою, ибо смерть теперь приобретение, как воскликнул великий Павел (Филипп.1:21). Она не заслоняет Бога Живого, она – шаг к воскресению со Христом.
Его ноги, ноги Христа, – «ноги благовестника» (Ис.52:7) – свободные от плена, стоят на новой земле и новом небе Царствия непоколебимого (Евр.12:28), неподвластного смерти. «Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир» (Ис.52:7 и Наум 1:5).
Он царствует всем созданием, как Бог и – теперь, «быв человек», получил «Имя превыше всякого имени» (Филипп.2:9). И пред именем Иисусовым поклоняются небо, и земля, и преисподняя с гимном Исаии: «Вот на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: Воцарился Бог твой!» (Ис.52,7).
В руке Его – кодекс Евангелия, напоминающий соты – соты со сладким медом Евангельского учения. «Закон твой – паче меда устом моим» (Пс. 118:103), но он открывается только Воскресением. Лишь Воскресение Христово дает Его ученикам Дух жизни для исполнения заповеди Нового Завета – любить друг друга, как Он возлюбил нас (Ин.13:34).
«Мед обрет, яждь умеренно» – предостерегает осторожный автор Притч (Притч. 25:16). Да, правда – тайна смерти притягательна своей неотвратимостью.
«Я отведал (…) немного меду; и вот, я должен умереть» (1 Цар. 14:43) – говорит в скорби Ионафан своему отцу Саулу, повторяя пророческое «се» – nyn – «посмотри!». И призрел Господь на скорбь Ионафана. Как похожи вдруг становятся Ионафан и Адам!
Вкушая, вкусих мало меда Адам – и умер, но Христос последовал за Ним. «Адам, где ты (Быт.3:9)? Умирая, Я следую за тобой!» – говорит в проповеди святитель Григорий Великий.
Христос исполнил Закон – исполнил пророчество Иеремии о Новом Завете, о Законе Новом (Иер.31:31). Горькие оцет и желчь вкусил Он. Как Самсон, простер Он руки в обе стороны – «Господи, вспомни меня!» (Суд.16:28), – отверженный от народа Своего, ибо пришел Он к Своим, и свои Его не приняли (Ин.1:11).
Он «стал за нас грехом» (Рим. 8:3) – Муж Крепкий, в котором не было греха – и умер в отдалении от Бога, и «из сильного вышло сладкое» (Суд. 14:14).
Он, отверженный, умирал за всех отверженных, за чуждых закона (1 Кор.9:21), за дальних – «умри, душа моя, с филистимлянами!» (Суд.16:30) И был Дух Господень на Нем, тысячекратно более чем на Сампсоне, ибо более Сампсона здесь, и воздвигнут Он из мертвых.
И те, бывшие далеко, стали близки Его кровию (Еф.2:13).
Он разделил смертную скорбь Ионафанову, Он стал вместо него, Он заступил на его место – и стал победителем в смерти Своей. И не оставлен Он в смерти, не дано Ему увидеть истление (Пс.15:10).
«Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь!» (1 Цар. 14:45).
И воздвигнуты с Ним «соборы человек всесильною державою». Возьмите верхи врат – и войдет Царь славы – Господь, крепок и силен! (Пс.23:8)
Из смерти изъята горечь ее навек. Он стоит посреде учеников Своих, Он, поправший и умертвивший льва-человекоубийцу и «стерший главы змиев в воде». Он, вкушая мед от сот (Лк.24:42-43) уверяет их в Своем истинном Воскресении от мертвых.
Из мёртвого Льва от колена Иудина (Быт.49:9) мы вкушаем сладкий источник жизни – здесь, на новой земле, под новым небом. Здесь обитает правда Его, встретившаяся с Его милостью (Пс.84:11).
Здесь мы с ним – люди новые и Завет Его Новый написан Духом Его в наших сердцах, ставших из каменных плотяными (Иез.36:26-27) – ибо Он неложно и навсегда причастился нашей плоти и крови (Евр.2:14).
Он, прорвавший уловом сети,
был средь мертвых – и вновь живет.
Навсегда знаменован смертью
Он, вкушающий мед из сот…
Он, неузнанный – узнаваем
по следам на Его ребре.
Он не в ветхом городе с нами –
на пути к Масличной горе.
Сухо древо, и свиток горек,
но не смирны здесь аромат,
и не спрятал Его садовник,
и цветет Его виноград.
+++
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный – помилуй нас.
Читайте также — Какого числа Радоница в 2018 году?