Содержание статьи
Сергей Рахманинов. Детство и юность
Сергей Васильевич Рахманинов родился в 1873 году. Будущий великий композитор и музыкант был потомственным русским дворянином. Его произведения были известны на Родине и стали «символом русской музыки» за рубежом (последние годы жизни музыкант провел в Америке). Его сложная судьба, искания, духовный опыт со взлетами и падениями нашли отражение в его произведениях и манере исполнения.
Сергей Рахманинов родился в Новгородской губернии. Вся его семья любила музыку: дед был учеником известного композитора Джона Фильда, до сих пор сохранились музыкальные произведения его авторства. Отец тоже музицировал, хоть и не был профессиональным исполнителем. Мать Рахманинова, Любовь, дочь генерала Бутакова сама давала сыну первые музыкальные уроки. В детстве Сергей Рахманинов переехал в Петербург вместе с семьей и поступил в Петербургскую консерваторию.
Известно, что сначала молодой Рахманинов несерьезно относился к занятиям, прогуливал, но позже познакомился со своим двоюродным братом — юным пианистам Зилоти, который убедил родителей Рахманинова, что у него есть талант, надо отправить сына учиться в Москву к Николаю Звереву. Так Рахманинов продолжил обучение в Московской консерватории, где учился уже усердно, а его дипломную работу — оперу «Алеко» рекомендовали к постановке в Большом театре.
Первая неудача
Сергей Рахманинов был не только пианистом и композитором, его знали как прекрасного дирижера. Несмотря на провал исполнения Первой симфонии в Петербурге, разгромные рецензии и депрессию, он продолжил заниматься музыкой. Хотя после того случая несколько нет не сочинял музыку и пребывал в подавленном состоянии. В 1901 году Сергей Рахманинов написал Второй фортепианный концерт. Это вернуло его к творческой жизни, помогло справиться с депрессией, снова сделало любимцем публики.
Рахманинов путешествовал по Европе, Америке и Канаде с концертами в качестве дирижера, позже работал в самом Большом театре на протяжении нескольких сезонов. В 1902 году Рахманинов женился и стал отцом двух дочерей Татьяны и Ирины.
Эмиграция и успех
После революции 1917 года Рахманинову пришлось покинуть Россию. Он оставил здесь всё, уезжал с долгами. Революция стала трагедией семьи Рахманинова. Сергей Васильевич продолжил играть, выступать с концертами. Его любила европейская публика и высоко ценили в Америке. Сам великий композитор и музыкант тяжело переживал вынужденную эмиграцию. Он писал, что потерял себя, когда уехал.
«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…».
В 1926 году он начал работу над Четвертым концертом и русскими песнями. Несмотря на отношение к Советской власти, Рахманинов скучал по дому. Одним из последних произведений Рахманинова стали «Симфонические танцы», критики называют это также и лучшим произведение композитора. Рахманинов выступал до самого конца. Свой завершающий концерт, он дал за 6 недель до смерти. Композитор умер в 1943-ем году, не дожив до своего 70-летнего юбилея лишь несколько дней. Он похоронен на кладбище в Нью-Йорке рядом с могилами его жены и дочери.
Произведения по опусам
Op. 1. | Первый концерт для фортепиано с оркестром. Посв. А. И. Зилоти. 1891. | |
Op. 2. | Две пьесы для виолончели и фортепиано. Посв. А. А. Брандукову. 1892. 1. Прелюдия. 2. Восточный танец. |
|
Op. 3. | Пять пьес-фантазий для фортепиано. Посв. А. С. Аренскому. 1892. 1. Элегия. 2. Прелюдия. 3. Мелодия. 4. Полишинель. 5. Серенада. |
|
Op. 4. | Шесть романсов. 1889–1893. 1. «О, нет, молю, не уходи» 2. «Утро» 3. «В молчаньи ночи тайной» 4. «Не пой, красавица» 5. «Уж ты, нива моя» 6. «Давно ль, мой друг» * (Голенищев-Кутузов). Посв. О. А. Голенищевой-Кутузовой. |
|
Op. 5. | Фантазия (Картины). Первая сюита для 2-х фортепиано в 4 руки. Посв. П. И. Чайковскому. 1893. 1. Баркарола. 2. И ночь, и любовь. 3. Слёзы. 4. Светлый праздник. |
|
Op. 6. | Две пьесы для скрипки и фортепиано. Посв. Ю. Конюсу. 1893. 1. Романс. 2. Венгерский танец. |
|
Op. 7. | Фантазия («Утёс»). Для оркестра. 1893. | |
Op. 8. | Шесть романсов. 1893. 1. «Речная лилея» 2. «Дитя, как цветок ты прекрасна» 3. «Дума» 4. «Полюбила я на печаль свою» 5. «Сон» 6. «Молитва» |
|
Op. 9. | Элегическое трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Памяти великого художника [П. И. Чайковского]. 1893. |
|
Op. 10. | Семь салонных пьес для фортепиано. Посв. П. А. Пабсту. 1894. 1. Ноктюрн. 2. Вальс. 3. Баркарола. 4. Мелодия. 5. Юмореска. 6. Романс. 7. Мазурка. |
|
Op. 11. | Шесть пьес для фортепиано в 4 руки. 1894. 1. Баркарола. 2. Скерцо. 3. Русская песня. 4. Вальс. 5. Романс. 6. Слава. |
|
Op. 12. | Каприччио на цыганские темы для оркестра. Посв. П. Лодыженскому. 1894. | |
Op. 13. | Первая симфония для оркестра. Посв. А. Л. 1895. | |
Op. 14. | Двенадцать романсов. 1896. 1. «Я жду тебя» 2. «Островок» 3. «Давно в любви» 4. «Я был у ней» 5. «Эти летние ночи» 6. «Тебя так любят все» 7. «Не верь мне, друг» 8. «О, не грусти» 9. «Она, как полдень, хороша» 10. «В моей душе» 11. «Весенние воды» 12. «Пора» |
|
Op. 15. | Шесть хоров для женских или детских голосов с фортепиано. 1895. 1. «Славься» 2. «Ночка» 3. «Сосна» 4. «Задремали волны» 5. «Неволя» 6. «Ангел» |
|
Op. 16. | Шесть музыкальных моментов для фортепиано. Посв. А. Затаевичу. 1896. | |
Op. 17. | Вторая сюита для двух фортепиано в 4 руки. Посв. А. Б. Гольденвейзеру. 1901. 1. Вступление. 2. Вальс. 3. Романс. 4. Тарантелла. |
|
Op. 18. | Второй концерт для фортепиано с оркестром. Посв. Н. Далю. 1901. | |
Op. 19. | Соната для виолончели и фортепиано. Посв. А. Брандукову. 1901. | |
Op. 20. | «Весна». Кантата. Для баритона соло, хора и оркестра. Слова Некрасова. Посв. Н. С. Морозову. 1902. |
|
Op. 21. | Двенадцать романсов. 1900–1902. 1. «Судьба» 2. «Над свежей могилой» 3. «Сумерки» 4. «Оне отвечали» * (Мей — из Гюго). Посв. Е. Ю. Крейцер. 5. «Сирень» 6. «Отрывок из Мюссе» 7. «Здесь хорошо» 8. «На смерть чижика» 9. «Мелодия» 10. «Пред иконой» * (Голенищев-Кутузов). Посв. М. А. Ивановой. 11. «Я не пророк» 12. «Как мне больно» |
|
Op. 22. | Вариации на тему Шопена для фортепиано. Посв. И. Лешетицкому. 1903. | |
Op. 23. | Десять прелюдий для фортепиано. Посв. А. Зилоти. 1903. | |
Op. 24. | «Скупой рыцарь». Опера в 3-х картинах. Текст А. С. Пушкина. 1905. | |
Op. 25. | «Франческа да Римини». Драматический эпизод V песни «Ада» Данте. Опера в 2-х картинах с прологом и эпилогом. Либретто М. И. Чайковского. 1905. | |
Op. 26. | Пятнадцать романсов. Посв. М. С. и А. М. Керзиным. 1906. 1. «Есть много звуков» 2. «Всё отнял у меня» 3. «Мы отдохнём» 4. «Два прощания» 5. «Покинем, милая» 6. «Христос воскрес» 7. «К детям» 8. «Пощады я молю» 9. «Я опять одинок» 10. «У моего окна» 11. «Фонтан» 12. «Ночь печальна» 13. «Вчера мы встретились» 14. «Кольцо» 15. «Проходит всё» |
|
Op. 27. | Вторая симфония для оркестра. Посв. С. И. Танееву. 1907. | |
Op. 28. | Первая соната для фортепиано. 1907. | |
Op. 29. | «Остров мёртвых». Симфоническая поэма к картине Бёклина. Для оркестра. Посв. Н. Струве. 1909. |
|
Op. 30. | Третий концерт для фортепиано с оркестром. Посв. И. Гофману. 1909. | |
Op. 31. | Литургия св. Иоанна Златоуста для смешанного хора. 1910. | |
Op. 32. | Тринадцать прелюдий для фортепиано. 1910. | |
Op. 33. | Шесть этюдов-картин для фортепиано. 1911. | |
Op. 34. | Четырнадцать романсов. 1910–1915. 1. «Муза» 2. «В душе у каждого из нас» 3. «Буря» 4. «Ветер перелётный» 5. «Арион» 6. «Воскрешение Лазаря» 7. «Не может быть» 8. «Музыка» 9. «Ты знал его» 10. «Сей день я помню» 11. «Оброчник» 12. «Какое счастье» 13. «Диссонанс» 14. «Вокализ». Посв. А. Неждановой. |
|
Op. 35. | «Колокола». Поэма для оркестра, хора и солистов. Слова Эдгара По в переводе Бальмонта. Посв. Виллему Менгельбергу и оркестру Concergebouw в Амстердаме. 1913. |
|
Op. 36. | Вторая соната для фортепиано. Посв. М. Пресману. 1913. | |
Op. 37. | Всенощная для смешанного хора. Посв. памяти С. В. Смоленского. 1915. | |
Op. 38. | Шесть стихотворений. Посв. Н. П. Кошиц. 1916. 1. «Ночью в саду у меня» 2. «К ней» 3. «Маргаритки» 4. «Крысолов» 5. «Сон» 6. «Ау» |
|
Op. 39. | Девять этюдов-картин для фортепиано. 1916–1917. | |
Op. 40. | Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром. Посв. Н. Метнеру. 1926. | |
Op. 41. | Три русские песни для оркестра и хора. Посв. Л. Стоковскому. 1926. | |
Op. 42. | Вариации на тему Корелли для фортепиано. Посв. Ф. Крейслеру. 1931. | |
Op. 43. | Рапсодия на тему Паганини для фортепиано и оркестра. 1934. | |
Op. 44. | Третья симфония для оркестра. 1936. | |
Op. 45. | «Симфонические танцы» для оркестра. Посв. Е. Орманди. 1940. |
Произведения без опуса
- «Алеко». Опера в 1 д. Либретто В. И. Немировича-Данченко по поэме Пушкина «Цыганы». 1892.
- Скерцо.
- Юношеская симфония (1-я часть). 1891.
- «Князь Ростислав». Симфоническая поэма на стихотворение А. Толстого. Посв. А. С. Аренскому. 1891.
- Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели. 1889. Две части:1. Романс.2. Скерцо.
- Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели. 1892.
- Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели. 2 части.
и мн. др.
Читайте также:
- Как полюбить классическую музыку и как не пропустить жизнь сквозь пальцы
- Мишель Петруччиани. Музыка вопреки