В прошлом году прибыль от продаж раскрасок для взрослых измерялась в миллионах. Согласно исследованию Publishers Weekly эти книги вошли в Топ-10 книжных бестселлеров, и всего было продано не менее 1,5 миллиона копий.
Раскраски для взрослых – отнюдь не новинка, но рыночный спрос вырос именно в прошлом году благодаря замысловатым картинкам шотландского иллюстратора Джоанны Басфорд. Она опубликована свою первую раскраску для взрослых «Таинственный сад» в 2013 году. И это был коварно рассчитанный ход – за два года было продано более миллиона копий.
Когда в феврале 2015 на полках магазинов появилась вторая ее книга – «Зачарованный лес», – мир уже был готов ее встретить. Было продано почти четверть миллиона экземпляров в первый же месяц, и весь тираж распродан в течение недели.
«Шлюзы открыты», – сказал Стив Moкус, исполнительный редактор издательства Chronicle Books.
Chronicle Books, кроме публикаций своих собственных книг, является американским дистрибьютор книг Басфорд. «Пока на нас не свалился успех ‘Таинственного сада’ и ‘Зачарованного леса» никто и не думал, что люди так любят раскрашивать» – сказал Moкус.
СМИ по всему миру восхищались и недоумевали: Книжки-раскраски для взрослых сметают с прилавков? Как же такое могло произойти?
Что говорят фанаты
Попробуйте забить хэштег #coloring в Instagram, если не верите, что книжки-раскраски – полноценный феномен.
Люди по всему миру делятся своими раскрасками — по Гарри Поттеру, мандалы, цветочные пейзажи, абстрактные фигуры, даже кошки, занимающиеся йогой.
Может быть, ваша мама и развешивала ваши рисунки на холодильнике, но сейчас весь интернет готов оценить, насколько хорошо вы закрасили эти совиные перья.
Социальный аспект – это как раз то, что делает раскраски столько привлекательными для новых поклонников. Джени Фэнлейсон зашла дальше всех, и решила основать свой собственный клуб любителей раскрасок.
Каждый месяц более 30 человек собираются в кофейне New Hope в Миннесоте, чтобы наверстать упущенное и пораскрашивать. Это Дамский клуб любителей раскрасок.
«Я думала, что раскрашивание станет отличным поводом собраться вместе и, с одной стороны, применить свои творческие способности, а с другой, пообщаться и потусоваться, – сказала она. – Я просто подкинула идею и многие заинтересовались».
Она открыла страницу Клуба на Фэйсбук, и люди начали неожиданно присоединяться. Теперь любители раскрасок регулярно собираются в Миннеаполисе, Лас-Вегасе, Нью-Йорке и Лондоне, чтобы пораскрашивать.
Фэнлейсон особо нравится простота и невысокая стоимость такого хобби как раскрашивание. У нее все в порядке с личной жизнью: она мама четверых детей.
«Закрашивать рисунок по схемам внутри линий очень расслабляющее занятие, – сказала она, – И куда более достижимое для меня, чем вязание».
Не путать с книжками-раскрасками вашего ребенка
Книжки-раскраски для взрослых – это уже не просто рисунки милых животных и замков (хотя при желании и такое можно найти).
Наиболее популярные раскраски на книжном рынке являются своего рода произведениями искусства, с книгами Басфорд во главе.
Если узоры-головоломки – это не ваше, есть лицензированные раскраски ваших любимых франшиз, от Гарри Поттера до «Игр престолов».
Есть книжки, которые рассчитаны только на взрослых. Например, есть не менее пяти книг на рынке, в которых вы можете раскрасить ваши любимые ругательства.
Ситуация в книжных магазинах
Сеть книжных магазинов Powell’s Books в Портленде оказались в тренде в начале прошлого года.
Том Люс, закупщик книг по искусству для взрослых, сказал, что издателям постоянно приходится перепечатывать раскраски – никто не мог предсказать такой спрос. За лето продажи просто «съехали с катушек».
«Это тот случай, когда все началось из ниоткуда, – рассказал Люс. – Специализированные раскраски, по анатомии и ботанике, например, лежали годами. Не более полдюжины … И вдруг я стал встречать первые раскраски в каталогах. И я такой: что это? Откуда? Что мне делать с этим?».
Сеть Powell’s Books – это пять магазинов в Портленде, «в каждом магазине нам пришлось расширить отдел книг-раскрасок, потом еще раз и еще раз». Люс уже не сопротивлялся.
«Многие из нас тайком и с удовольствием раскрашивают, – сказал он. – И у меня дома всегда есть коробочка цветных карандашей».
Точка зрения издателей: почему раскраски для взрослых пользуются успехом
Издательство Blue Star Coloring было запущено год назад – как раз весной, когда все сошли с ума от раскрасок.
Идея издать книжку-раскраску возникла случайно, как каприз.
«Жена нашего главного исполнительного директора – врач, и однажды она пришла и сказала нам: «врачи в больнице раскрашивают детские раскраски, так как это помогает им избавиться от стресса и отвлечься», – рассказал Гейб Коэли, главный креативный директор Blue Star Coloring.
Первая раскраска Blue Star Coloring – «Антистрессовые схемы» – появилась на прилавках в марте. Спустя месяц было продано 15 000 экземпляров. К маю книга стала бестселлером на Amazon. В целом Blue Star Coloring продали миллион раскрасок в прошлом году.
«Это было безумие. Мы впали в ступор. Мы просто сидели и думали: как это может быть реальным? Как такое может быть?» – рассказал Коэли.
Blue Star Coloring опубликовала 30 раскрасок, начиная от антистрессовых схем, до «Кошачьей йоги» и «Калейдоскопа узоров». И более десятка находятся в разработке.
Коэли думает, что благодаря успокаивающему действию, раскраски еще долго будут в моде. «Я сам являюсь приверженцем практики дзен-медитации, так что я сразу увидел здесь параллели», – сказал Коэли.
С точки зрения психологии
Психолог Бен Микаэлис из Нью-Йорка считает совершенно естественным, что раскраски снимают стресс и помогают успокоиться. Он использует их в своей практике уже давно.
«Юнг прописывал раскрашивать мандалы своим пациентам уже более 100 лет назад», – сказал он.
Он понял, что раскраски вошли в моду, когда его жена принесла домой книгу Басфорд «Таинственный сад»», якобы для своей дочери. В конце концов, книгу раскрашивали родители.
«Ключом к релаксации становятся повторяющиеся движения при раскрашивании», – сказал Микаэлис, объясняя, в чем привлекательность раскрасок. Он рекомендует раскрашивание для людей с тревожными расстройствами.
«Люди, склонные к застенчивости, смогут извлечь максимальную выгоду из этого занятия, – сказал он. – Также оно поможет пожилым людям избежать возрастных проблем с двигательной активностью».
Это прекрасное занятие для взрослых, привыкших приводить время, уткнувшись в экраны. «Также оно помогает отключиться», – говорит Михаэлис.
И все же есть группа людей, которым раскрашивание не полезно. Книжки-раскраски, например Джоанны Басфорд, как правило, содержат замысловатые узоры. Помешанные на деталях люди могут запутаться в линиях.
«Для перфекционистов такое занятие станет не удовольствием, а огромным напряжением, так как они будут стараться все сделать идеально», – сказал Микаэлис.
А что дальше?
Феномен раскрасок поднял волну критики. Некоторые назвали рост увлечения раскрасками среди взрослых признаком инфантилизации культуры.
Сьюзен Джейкоби рассказала The New Yorker, что «книги-раскраски – это признак обширного культурного сдвига. Это плохо».
Но продавцы говорят, что фанатам раскрасок все равно.
«Когда что-то становится популярным, всегда последует и отрицательная реакция, – считает Moкус, редактор Chronicle Books. – Творчество по своей сути – ребячество. Способ творить и выражать себя».
Moкус издал серию раскрасок «Фантастические города», которая включает иллюстрации городов по всему миру Стивена Макдональда.
«Самое главное сейчас – привлечь внимание любителей раскрасок. – Теперь наши клиенты, не говоря уж о новичках, очень взыскательны в выборе».
Многие издатели уже гадают, что станет следующим хитом, если книжки-раскраски вдруг потеряют популярность. Раскраски по номерам? От точки к точке? Наклейки?
Но пока книжки-раскраски на пике популярности.
«Каждый пытается угадать что будет, когда карусель остановится, – говорит Moкус. – Но пока люди продолжают раскрашивать и искать новинки. Сначала мы думали, что это просто вспышка, но мы ошиблись».
Католики нашли повод для миссии
Книжки-раскраски могут быть не просто хобби, но и нести некую миссию, образовывать и воцерковлять людей, считает журналист New Liturgical Movement Дэвид Клейтон.
«Мой брат прислал мне ссылку на статью о раскрасках. Похоже, появилась новая мода – взрослые люди покупают раскраски для себя. Это мода пришла из неоткуда, и за пару лет проданы уже миллионы книг. В основе – замысловатые линии, узоры, флористика или фантазийные сцены, пробуждающие воображение.
Мне кажется, мы имеем огромное поле для взаимодействия с теми, кто не являются католиками или даже христианами.
Как насчет раскраски Келлской книги или любой другой иллюстрированной рукописной книги? Например, Вестминстерской Псалтыри? Или как насчет иллюстраций на карточках с молитвами, которые кладутся на алтарь?
Если взрослые считают занимательным и полезным раскрашивание сцен из «Игр престолов» или Гарри Поттера, я полагаю, гораздо больший эффект будет достигнут, если их воображение будет направлено в Небеса».
По материалам mprnews.org и newliturgicalmovement.org
Перевод: Мария Строганова