Резервные дни
В резервные дни могут сдать ЕГЭ:
- старшеклассники, которые пропустили экзамен в основные дни сдачи по причине болезни или вынуждены были покинуть его из-за плохого самочувствия (потребуется справка от врача);
- не пришли на ЕГЭ по другой уважительной причине (ДТП, смерть близких родственников);
- те, у кого совпали даты экзаменов;
- те, кто не смог сдать с первого раза один из обязательных предметов ЕГЭ — русский или математику — на пороговое значение (если не сдал оба, то пересдать можно будет только осенью);
- ученики, заявившие о нарушении порядка сдачи ЕГЭ (нужно подать апелляцию, не выходя из пункта проведения экзамена, а затем получить по ней положительное решение);
- выпускники прошлых лет.
Дополнительные дни сдачи ЕГЭ
4 и 5 июля — дополнительные дни для тех выпускников, которые хотят улучшить результат экзамена по выбору. Это можно сделать только один раз. При этом прежняя оценка будет в любом случае аннулирована.
Для пересдачи нужно подать заявление в государственную экзаменационную комиссию не раньше шести и не позже двух рабочих дней до даты проведения дополнительного экзамена.
Советы по подготовке к ЕГЭ в финальные недели
Русский язык
Римма Раппопорт, учитель русского языка и литературы:
— Первым делом нужно повторить структуру всех письменных заданий, в русском языке это касается сочинения. ЕГЭ так устроен, что иногда несоблюдение структуры губит больше, чем все остальные ошибки. Еще раз проверьте, что вы точно понимаете, в какой логике, с каким количеством абзацев пишется это сочинение, точно ли вы понимаете, что такое комментарий.
Я бы сразу открыла в интернете выступления людей, которые составляют экзамены. В критериях написаны требования, но к ним подходит множество интерпретаций, требования к тому же комментарию довольно часто меняются. Поэтому я бы советовала вооружиться своим критическим мышлением и пойти посмотреть первоисточники.
Хорошо в последние недели порешать тесты-онлайн — там сразу будут видны неправильные ответы. Посмотрите, что у вас западает, и, пока есть время, найдите того взрослого, который вам это объяснит. Есть много хороших блогов про ЕГЭ от разных экспертов, где материалы систематизированы и поданы в более доступной форме.
Математика
Дмитрий Шноль, учитель математики:
— Надо себе честно сказать, что за оставшееся время разобраться с новым сложным заданием ЕГЭ невозможно. Значит, последний тип заданий, который до сих пор не получался, надо просто оставить в покое.
Лучше начать с подчистки тех заданий, которые получаются пока не всегда, но в большей части случаев — мы как бы от «сладкого» идем к самому «горькому». Если, например, удастся повторить тригонометрию за неделю и стабильность результата будет такая, что ты пять задач из шести решаешь правильно, — отлично, можно переходить к следующему. А если не получится, лучше остаток времени посвятить какой-то одной задаче, одному вопросу — желательно все-таки многобалльному, — чем разбрасываться и пытаться научиться решать все задачи из варианта.
Стратегия распределения времени не менее важна, чем сами знания. Своим ученикам я рекомендую прочитать условия всех задач второй части — или в самом начале экзамена, или когда уже будет сделана первая, легкая часть. Прочитать, нарисовать картинку, отложить и начать решать более простую тригонометрию, неравенство и так далее.
На самом деле мозг решает несколько задач параллельно. Ты решаешь свое тригонометрическое уравнение, а где-то там в подсознательной области геометрическая картинка потихонечку обрабатывается. Иногда бывает, что ты возвращаешься к задаче, видишь картинку, нарисованную два часа назад, и идея решения появляется как будто сама.
Обществознание и история
Александр Кондрашев, учитель обществознания и истории:
— По обществу и истории я рекомендую заранее внимательно прочитать критерии оценивания. Там можно увидеть, сколько нужно примеров привести в том или ином задании, какой ответ сколько стоит. Часто то, что хотят от ученика, понятно не из задания, а именно из критериев. Откройте на сайте ФИПИ и почитайте актуальные на 2024 год.
Старайтесь избегать фактических ошибок. Пишите меньше, но точнее. Тренируйтесь внимательно читать задания. Это кажется тривиальным, но я постоянно вижу ошибки у своих учеников. Они не дочитывают задание или текст источника до конца, делают какие-то выводы и либо отвечают не на тот вопрос, либо не замечают ловушку. Лучше перечитайте лишний раз и убедитесь, что все поняли правильно.
Не нужно пытаться выразить гениальную, сложную, отвечающую последним данным науки мысль — она просто не будет оценена. Оцениваются элементарные вещи: фактические знания, очень-очень базовые навыки аргументации, умение строить причинно-следственные связи.
Английский язык
Елена Кучина, учитель английского языка:
— Последний месяц стоит посвятить повторению. В ЕГЭ по иностранному языку не надо пытаться доводить какое-то конкретное задание до идеала, здесь важно прорешать все типы заданий, чтобы они были точно знакомы. Никогда не знаешь, какие задания на экзамене окажутся для тебя сильными.
Заставьте себя сесть и сделать весь вариант целиком за то время, которое отводится на экзамен. Слово «время» — ключевое. Если говорить про английский, то это три часа и десять минут.
В ЕГЭ по иностранному есть устная часть. До экзамена нужно записывать себя на аудио! Ребята его не любят, но это очень действенная вещь. Многим на записи свой голос кажется странным, некрасивым, но, если ученик соглашается, это моментально улучшает speaking. Примерно 70-80% ошибок он услышит сам, без учителя.
Важно уметь себя воспринимать на аудио — без критики, по существу.
Наконец, нужно заранее посмотреть критерии оценивания. Это помогает заранее сделать себе чек-лист и во время экзамена спокойно отмечать, что все сделано так, как этого требуют.