– Отец Александр, в это непростое время приходят ли люди в храм?
– Да, верующие приходят на богослужения, ищут помощи Божьей, укрепляют свою веру.
Люди всегда шли в церковь за спасением души, но сейчас то, что они чувствуют и получают в храме, особенно необходимо.
Так устроен человек, что в какой-то период своей жизни может по наивности или неопытности своей души считать себя чуть ли не всесильным, но в минуты опасности и наивысшего напряжения начинает понимать, насколько он слаб и немощен, и силу преодолеть огромные трудности ему может дать только Господь, укрепляющий веру и показывающий истинный путь.
– Здание храма разрушено. Я, естественно, говорю о физическом состоянии. Это жутко наблюдать в 21 веке, в наши дни, через семьдесят лет после окончания самой страшной войны в истории человечества.
– В настоящее время с Божьей помощью ведутся работы по его восстановлению, мы делаем всё, что в наших силах, нам помогают, кто чем может. Да, понимаем, что это довольно длительный процесс, требующий серьёзного и постоянного напряжения сил, неустанной работы. Но в истинном значении храм разрушить нельзя.
И вот, как Вы знаете, богослужения продолжают совершаться в небольшом помещении, приходят верующие, молятся, и Господь не оставляет их, поддерживает надежду на приход мира на нашу землю.
Всё, что происходит с человеком, с народом, имеет, кроме многих иных, свой сакральный смысл. Труд – в первую очередь труд души – ведёт к созиданию, к осознанию своей ответственности за собственную жизнь и жизнь близких тебе людей. Любовь к ближнему неразрывна с верой, с любовью к Господу.
– Те испытания, которые выпали на долю народа, не являются ли они Божьей карой, наказанием за неправедную жизнь, лицемерие, нелюбовь к ближнему, безверие?
– Бог любит каждого из нас, никого не оставляет, но Он допускает суровые испытания, чтобы люди наконец-то остановились в творимом ими беззаконии, одумались, и через страдания, неустанную работу души пришли к пониманию неправедности той жизни, какую они себе бездумно позволяли.
– Своего рода «хирургическое вмешательство» Господа, если не помогает «терапевтическое лечение»?
– Можно сказать и так. Люди позволяли себе очень многое из того, что позволять себе недопустимо, и моральное состояние общества сегодняшнего дня и, скажем, тридцать лет назад существенно отличается. И, к сожалению, не в лучшую сторону.
– Но если мы говорим о подобном изменении во внутреннем состоянии людей, об изменении, срок которого Вы обозначили в условные тридцать лет, то как получается, что в атеистической стране, какой был Советский Союз, уровень нравственности, выходит, был выше, а в условиях, когда Церковь вышла из гонения, нравственная планка существенно опустилась?
– Выход Церкви из гонения был одной из черт того периода, и это, безусловно, Божья помощь и Его дар. Вместе с тем на людей обрушился огромный поток соблазнов, противостоять которым маловерующие души были просто не в состоянии.
Стали рушиться рамки, размываться устои, неимоверно расширились границы допустимого. И это допустимое стало преподноситься и утверждаться как вполне нормальное, приемлемое и даже желанное.
В конечном итоге это, как мы говорили, не в последнюю очередь привело к тому положению вещей, которое все мы наблюдаем. Стало возможным то, чего быть не должно. За всё содеянное приходится расплачиваться: за слова, помыслы и поступки.
– Отец Александр, Вы читаете проповедь, видите глаза прихожан… Верующий приходит в храм, стоит службу, его душа просветляется. Выйдя из церкви в свой повседневный мир, мир забот, тревог и проблем, человек всё же что-то оставляет в себе, меняется?
– Да, это так… Однако нельзя не учитывать, что какое-то событие, стечение обстоятельств может подвергнуть очень серьёзному испытанию те изменения, которые происходят с верующим в храме.
Работа души – труд нелёгкий, и далеко не всегда он даёт моментальный результат. И всё же человек, обладая свободой выбора, свободой воли, дарованной ему Господом, может, уповая на Бога, укреплять свою веру, пронося ее через все испытания.
– Вот Вы говорите: «маловерие»… Что это означает?
– Человек приходит к Богу за помощью, за советом, за благословением, в конечном счёте, за спасением. А его можно достичь только в Церкви. Истинная вера, невзирая на любые преграды, трудности и искушения, не даёт усомниться верующему в том, что Господь ведёт его по жизни, даёт свидетельства своего присутствия и помогает душе прийти к спасению.
Есть вера «книжная». Если человек, будучи во младенчестве крещённым, живя в православной среде, с юных лет, вместе с родителями, потому что так принято, начинает ходить в церковь, он тоже может прийти к спасению. Однако жизненные сложности, неурядицы, несправедливость, соблазны испытывают его веру, могут не позволить ему в этих испытаниях увидеть Божье присутствие и Его помощь. А ведь Господь никогда нас не оставляет.
– А если человек всю свою сознательную жизнь понимал и принимал, что убивать недопустимо, воровать нельзя, обманывать плохо, наушничать подло, словом, жил по совести, но при этом не был крещён, не ходил в церковь… У него есть надежда на спасение, исходя из тех принципов, которые он исповедовал и следовал им?
– Истинное спасение возможно только в Церкви. Да, есть те, кто крестился в зрелом возрасте (и такие случаи нередки), приняв для себя осознанное решение. Просветление, которое снисходит на верующего, возможно только в храме. Это состояние нельзя сравнить ни с чем, оно необходимо человеку, чтобы упорядочить свои чувства и мысли, понять собственное предназначение, не дать суете повседневной жизни стать главенствующей, определяющей его мысли, слова и поступки.
– «Если знаем – ничтожно слабы, если верим – сильны бесконечно». Как знания соседствуют с верой, и возможно ли это соседство, они дополняют друг друга или противостоят?
– Каждому воздаётся по его вере. Цивилизация за время своего развития накопила огромное, неисчислимое количество знаний, но вместе с тем они не позволили человеку избавиться от несовершенства, от греха.
Безусловно, образованный человек предпочтительнее невежественного, однако лишь вера позволяет полученные знания обратить во благо, идти по пути не разрушения, а созидания, преобразовывать себя, становиться чище и добрее.
В какой-то момент человек начинает задумываться о смысле своей жизни и приходит к пониманию того, что нельзя просто участвовать в бессмысленной гонке за материальными благами, оценивать ценность своей личности по умению эти блага получать, а то и «вырывать» из окружающего мира. Но в чём тогда смысл?
И Церковь говорит ищущему: «Смысл – в Боге, в любви к ближнему, в милосердии». Кто-то это принимает, кто-то нет, но принявшие Бога, пришедшие в храм получают надежду на спасение.
– Люди идут в церковь за просветлением, помощью, спасением. Но тяготы сегодняшней жизни вынуждают человека просить о помощи на материальном, скажем так, прикладном уровне. Оказываете ли им эту помощь, и какую именно?
– Сейчас тяжело всем, очень многие испытывают лишения, но именно в такие моменты проявляются истинные качества человека, человека верующего, воцерковлённого. Мы помогаем тем, кто в этом нуждается, и не только словом, но и делом: продуктами, всем тем, чем можем помочь.