Сегодня мне довелось стоять в очереди к святыне, привычное дело. Представьте, чтимая икона в московском храме, старинная. Люди приезжают помолиться. Перед чудотворным образом выстраивается человек 30 даже среди рабочего дня.
К очередям я с детства еще адаптировался. Воспринимаю их достаточно спокойно. Хотя за последние 20 лет от них поотвык, как и все мы. Так вот по поводу очередей у меня созрело рационализаторское предложение.
Совсем без очередей обойтись не получится
Будем реалистами. Совсем без очередей – так не бывает. Однако можно свести все «минусы» любой очереди к минимуму. И это зависит от нас.
Понаблюдайте. Стоим к иконе все по-разному. Кому-то родственники посоветовали свечу поставить, попросить о своем горе Матерь Божию, вселили надежду на помощь. Движется человек к иконе с черепашьей скоростью, томительно дожидается.
Настал его черед, поднимается на приступку, делает шаг к подсвечнику. Неловкими движениями с минуту пристраивает свечку. Остальные ждут, пока у него получится. Дорогу он перегородил, к иконе не подступишься.
Люди видят, что человек не часто в храм появляется, деликатно молчат, не торопят (спасибо им). Наконец свеча на месте. Человек облегченно крестится, делает поклон… перед свечой, стоя к чудотворной иконе затылком. Потом разворачивается к самому святому образу, целует его и уходит по своим спешным делам, весьма стремительно. Его свеча в тот же миг накреняется, плохо закрепил. Надо ее поправить. Помогите ему, Господь и Царица Небесная!
В отличие от «захожан», некоторые участники очереди обнаруживают плотное знакомство с церковными традициями и обычаями. Перед иконой в храме специально размещена молитва, тропарь, величание. Один-два человека подходят, неторопливо произносят слова этой молитвы. Приятно посмотреть.
Впрочем, наблюдается и другое. Ждет прихожанин в очереди 15 минут, по сторонам смотрит. Вот и подошел ожидаемый момент. Однако он почему-то не прикладывается к иконе. Он читает молитву-тропарь. Остальные очередники вынуждены ждать, дорогу-то заслонили. Люди немножко напряженно молчат: скажешь сейчас слово, прервешь молитву, спровоцируешь неуместный в храме спор.
Вот мы теперь не в храме, подумаем: ведь можно просто занять очередь, отойти и неспешно прочесть молитву, вернуться на свое место и никого не задерживать. Чем плохое решение? Неужели если христианин произнесет молитву Божией Матери на 15 минут раньше, чем приложится к иконе, – то его усердие не будет принято небом?
Зеркало заднего вида
Кто-то из очереди заранее подготовился. Стоит с книжечкой в руках, молитву и канон к Богородице совершает. Такому ждать не утомительно. Время не так заметно за молитвой.
Бывает еще, что дорога освободилась, человек подходит к иконе, прикладывается, но не убирается восвояси. Делает пару шагов в сторону и вновь открывает книжечку. Понятно: очередь быстро подошла, не успел Божией Матери канон закончить. Никого задерживать не стал, приложился и в сторонке молится, сколько время и силы позволяют. Вот это здорово! По трем причинам сразу.
Во-первых, молитва не откладывается на последний момент, когда прикладываться пора. Человек начинает молиться сразу, еще на подходе.
Вообще заметим, что церковные люди давно знают замечательный способ, как бороться с томительным ожиданием в очереди. Пустое время ожидания в любой очереди (хоть на автобусной остановке) можно наполнить молитвой.
Если нет с собой молитвослова, можно молиться краткими словами: «Господи Иисусе, помилуй нас грешных! Пресвятая Богородице, помогай нам!» Или своими словами можно помолиться. И тогда чудесным образом пустое время ожидания начинает работать на нас.
Во-вторых, здорово, что человек понимает: молиться перед иконой можно и в полуметре от нее, и в пяти метрах от нее это тоже молитва перед иконой. Разве нет?
В-третьих, здорово, что у человека работает «зеркало заднего вида». Он понимает, что за ним люди, не стоит их задерживать без особой нужды. Сплошь и рядом происходит одно и то же: кто-то терпеливо выстаивает очередь, прикладывается к иконе и замирает в молитве минут на пять.
Молитва – хорошее дело, но сзади растет очередь. И следующий человек «вдохновляется» благочестивым примером предшественника и тоже медлит у иконы на несколько минут. После чего отдельные очередники берут этот пример на вооружение. Что сказать? Ничего плохого нет в том, чтобы остановиться у иконы на пять минут для сугубой молитвы. Только сделать это можно кратко у самой иконы и сколь угодно долго, отшагнув немного в сторону, чтоб не перекрывать другим дорогу.
Когда не хватает времени
Несколько раз со мною случалась однотипная история. Я иду на службу – мимо храма, где покоятся мощи праведного Алексия Московского. Очень я его люблю. И при всяком удобном случае захожу. Передо мной три человека, у меня в запасе есть пять минут времени. Вероятность приложиться к мощам почти стопроцентная.
Почти… Если первый склонился к мощам батюшки Алексия и молится, забыв про всё на свете, а за ним и второй делает то же самое… Тогда пять минут на очередь из трех человек – мало. Со второго человека я осознаю, что очередь течет слишком медленно, и приложиться сегодня мне не судьба.
Волноваться и возмущаться по этому поводу нет резона. Пять минут постоял рядом со святыми мощами, попросил старца Алексия не забывать о нас, грешных. Перекрестился, сделал поясной поклон и бодро побежал дальше. В следующий раз, Бог даст, приложусь.
Как известно, Господь не только хорошее дело принимает, но и намерение целует.
Читайте также:
- Очередь
- Очередь к причастию: Кто сказал, что мужчин надо пропускать?
- Очередь к дарам волхвов — как зажечь сердца?