Равеннская школа мозаичной живописи, объединявшей в V — VII веках целую группу талантливых художников, которые работали в Равенне и ряде других городов, представляла собой школу мозаичного провинциального искусства.
Палитра смальт художников, принадлежавших к этой школе мозаичной живописи, состояла преимущественно из глухих смальт основных тонов белого, желтого, зеленого, синего, красного, коричневого, серого и черного цвета, не отличаясь особым разнообразием оттенков. В ней преобладали холодные, в основном локальные тона. Кубики смальт в основном имели прямоугольную или квадратную форму, но изредка попадались смальты овальной или круглой формы. Они отличались сравнительно большими размерами, колебались в пределах от 7х7х6 до 15х15х14 мм. Наряду с цветными смальтами равеннские мастера широко использовали при наборе, особенно фона, золотые кубики из прозрачного стекла зеленоватого, желтоватого и светлосиреневого цвета.
Равеннское мозаичное наследие V — VII веков представлено мозаиками Мавзолея Галлы Плацидии (II четверть V века), баптистерия Православных (украшенного при архиепископе Неоне (451 — 473 годы)), Арианского баптистерия (эпоха владычества в Равенне Теодориха (493 — 526 годы)), Архиепископской часовни (494 — 520 годы), базилики Сант Аполлинарий Нуово (около 530 года), базилики Сант Аполлинарий ин Классе (VI — VII век), храма Сан Витале (декорация завершена в 545 году) и церкви св. Михаила в Афричиско (545 год).