Для достойного прославления святых угодников Божиих и молитвенного назидания обращающихся к ним гимнографы нередко используют различные образы1. В новозаветное время, когда Иисус Христос Своими страданиями открыл нам райские двери, тема рая становится важной и распространённой. В Библии говорится: И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда (Быт 2:8). Образ рая и райских растений часто встречается в древнерусской литературе2. Образ рая и райского сада — устойчивый топос в богослужебных текстах. Гимнографы прославляют также произрастающее в нём райское Древо жизни, Крестное древо, так как в новозаветное время они связаны с Подателем жизни Христом Спасителем и Его искупительным подвигом. Наряду с Крестным древом творцы песнопений называют в составленных текстах и другие растения и цветы для прославления различных подвигов святых угодников Божиих.
Священномученик Евсевий Самосатский (†380; пам. 22 июня): “Яко шипóк3, яко благовонен крин4, яко рай Божий, показался еси, посреде жизни имея древо, Самодетеля всех и Господа”5. Таким образом, уподобляясь розе и лилии, святой иерарх в центре своей жизни имел Господа Творца. В службе Происхождению Животворящаго Креста Господня говорится: “Иже посреде земли насадивыйся, Честный Крест и ныне ветви простирает… и вся осеняет, покланяющияся ему”6. Ученики Христовы несли слово Евангельское людям. Апостол Карп (I; пам. 26 мая), един от семидесяти, проповедовал: “Яко садоделатель изряден, показал еси людем Животное Древо, от Негоже ядый, жив будет… во веки”7. В службе преподобному Ферапонту Можайскому (†1426; пам. 27 мая) называется подлинный Садовник райского сада — “Всеблагий Вертоградарь, Христос”8.
Покровителем огородничества и садоводства является святой мученик Конон градарь (пам. 5 марта)9, уроженец Назарета Галилейского, пострадавший за Христа при Римском императоре Декии (249–251). В древней службе ему говорится, что он привился добрей Маслине — Христу10. Его изображение имеется на фресках новгородского храма Спас на Нередице (XII в.) и отличается наличием красного ободка в нимбе. Предполагается, что “красный ободок мог мыслиться как предельно компактный символ красоты садов, предмета земных попечений Конона. Зритель с достаточно развитым символическим инстинктом мог легко угадать в красном компоненте фрески, находящемся в столь значимом месте как нимб, то есть в самом средоточии духовности, рефлекс того, чем красен сад — краснощёких яблок, спелых вишен, смородины, малины”11.
Олицетворением рая на земле являются монашеские обители, а их подвижники прославляются за свои монашеские подвиги и равноангельное житиё. С принятием христианства на Руси появляются монастыри и в них полагают начало молитвенники о земле русской. В монашеских обителях устраиваются сады12 и они называются райскими садами или вертоградами. В “Слове о погибели Русской земли” XIII века говорится, что она украшена “винограды обителными”13. В переводе на русский язык эта мысль передана так: “садами монастырскими”14. “Монастырские сады помещались в ограде монастыря и служили как бы образами рая”15. Для древнерусского человека было характерно весьма благоговейное отношение к саду и его растениям16.
Тема подвижнической жизни монахов находит отражение в гимнографии. В службе преподобному Димитрию Прилуцкому (†1393; пам. 11 февр.) говорится: “Житию ангельскому ревнитель бысть, святе, подражая тех ангелоподобное житие”17. Ниже Церковь обращается к нему: “О преблаженный отче Димитрие, гражданин явился еси мысленнаго рая, лоза пресветла винограда Христова, плод имущи вечныя жизни”18. В службе Собору Радонежских святых читаем: “Яко многоплодный вертоград явися на земли Радонежстей обитель Троицы Живоначальныя”19. В службе преподобному Михею Радонежскому (†1385; пам. 6 мая) говорится: “Радуйся, пустыне Радонежская, прорастившая крины духовныя в вертограде преподобнаго Сергия”20.
Великие подвижники Церкви — это подражатели Христу и исполнители Его заповедей. Священномученик Поликарп Смирнский (†167; пам. 23 фев.) свою верность и преданность Богу запечатлел своими страданиями и теперь в службе он называется “Многоплодный добродетелей доброплодный сад Владыце явился”21. В службе святителю Никите Новгородскому (†1108; пам. 31 янв.) образно говорится о плодах его архипастырской заботы о вручённой ему пастве: “Яко сад присноцветущ, люди твоя сотворил еси, сия во благочестии возрастив, умножил еси, и от сего верен раб и делатель винограда Христова показался еси”22. В службе священномученику Клименту Анкирскому (†312; пам. 23 янв.) образ сада использован для описания и прославления страданий святого иерарха: “Верт зряще твоего страдания, ран цветы, блаженне, твоих, радующеся, пожинаем и различными чудесы чувства обвеселяем”23. Образ сада со множеством ценных деревьев показан в службе отцам Киево-Печерским, ихже нетленные мощи почивают в Дальней пещере (пам. 28 авг.): “Вертоград заключен ты еси, пещеро святая, в тебе бо Садитель Вышний насади множество древес, богоносных отец, аки кедров ливанских, иже досягоша Небес высотою, имже удивляяся, пою песнь Богу моему”24.
Творец и Податель жизни нашей есть Господь. В гимнографии эта истина изображается через образ Древа жизни, которое олицетворяет Христос Спаситель. Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (†1561; пам. 5 июня), подвизаясь на Соловках, “…достойны были… Древа животнаго садове быти, и плод ваш страданьми и венцы прецвете”25. Своими подвигами преподобный Пафнутий Боровский (†1477; пам. 1 мая) “…достиг еси широты райския и Древа жизни”26 ныне причащается. Ниже говорится, что “пустныню” подвижник “совершил еси яко мысленный рай, приносящ цветы Божественныя”27. Преподобный Нил Сорский (†1508; пам. 7 мая), основавший скит для монашествующих, ищущих особых уединённых подвигов: “Мысленный рай показался… произращая различных добродетелей цветы, плоды красны своему Владыце принесл”28. Образы растительного мира использованы для прославления Сорского подвижника, к чему призываются верующие: “…яко цветы, увенчаем, похвальныя венцы плетуще… радуйся, цвете монашествующих краснейший, во удолиих29 пустынных прозябший… Радуйся, древо благоплодное, при исходищах вод псаломски насажденное и плодами исправлений и богомудрых писаний твоих множества иночествующих питающе”30. Преподобный Герасим Вологодский (†1178; пам. 4 марта) прославляется как “цветник благовонный и рай сладости”31.
В Таинстве Евхаристии используется вино и поэтому важная особенность темы “растений” в гимнографии — это лоза, грозди, виноград, вино. Аскет и подвижник, преподобный Иоанн Лествичник (†649; пам. 30 марта), известен своими трудами и бессмертным творением, которым назидаются православные верующие: “Веры грозд Божественным земледеланием твоим, отче, воспитал еси, и в точила вложил еси, и изгнал еси труды обучения, и, чашу исполнив духовную воздержания, веселиши сердца паствы твоея”32. В службе на Обретение мощей святых мученик иже во Евгении (пам. 22 февр.) говорится: “Якоже винограда лозие невещественнаго суще, гроздие нам богоразумия процветша и вино источиша безсмертия всем яве”33. Преподобный Зосима Соловецкий (†1478; пам. 17 апр.) подвизался на севере, на Соловецком острове в Белом море, а в службе ему говорится о южном винограде: “Лоза плодовита, отче, душа твоя бысть, вино умиления искапающи нам, страсти очищающее и души божественне веселящее”34. В службе святителя Евтихия Константинопольского (†582; пам. 6 апр.): “Небосажденна розга35 во дворех Божиих, прозябл еси гобзованныя36 плоды добродетельных деяний”37.
На юге произрастает масличное растение, плодовитость которого нередко отмечается в богослужебных текстах. Святитель Лев Катанский († ок. 780; пам. 20 февр.) прославляется в службе: “Яко маслина, отче, насаждена быв плодовита в дому Господни, плод приношаеши по кончине, от божественнаго тела твоего елей Божественный, верных всяк недуг отгоняя всегда, к тебе с любовию, мудре, притекающих”38. О преподобном Косьме Яхромском (†1492; пам. 18 фев.) говорится: “Маслина воистинну Божия плодовита, ты был еси, преподобне”39; ниже подвижник прославляется: “…радуйся, прекрасный крине, иже любовным взором всех ко Христу влекий”40.
Из цветов в богослужебных текстах, очевидно, чаще всего говорится о лилии. “Якоже крин, в мысленных удолиих процветше, Божественныя вони вся наполняете” — так прославляются мученики, иже во Евгении41. Как в саду насаждены различные растения, так и гимнографы в одном литургическом тексте часто называют несколько растений, сравнивая святого не с одним растением, а с несколькими. Преподобномученик Никон (†251; пам. 23 марта) со своими учениками “яко крин, во страдании злачнем процветосте, и, яко сладкодыхательный шипóк, наша сердца благоухаете мучении добротами, страстотерпцы богодухновеннии”42. Для разных этапов жизненного пути праведного страдальца Иоанна Русского (†1730; пам. 27 мая) гимнограф также использует разные цветы: “Яко крин благовонен, израсти тя Россия, и, яко ши́пок красен, был еси посреде терния агарянскаго, облаговонившей тя благодати Божией”43. Почти наш современник, преподобный Силуан (†1938; пам. 11 сент.), подвизался на Афоне “яко крин предивный и сапфир пречудный, в вертограде Пречистыя процвел еси, преподобне Силуане”44. В службе Никиты Славянина (†1808; пам. 4 апр.): “Яко крин, во удолиих Святыя Горы процвел еси, прехвальне, якоже финикс45, возвысился еси добродетелию и яко кедр, крепок показался еси”46.
И ниже в этой службе говорится: “Яко шипóк, процвел еси в цветнице пощения, яко благовонный крин, яко яблоко благовонно, и благоухал еси всех благочестивых души и сердца”47. Преподобномученица Евдокия († ок. 160–170; пам. 1 марта): “От терновыя прелести, яко шипок, богомудрая, слакоуханен, израсла еси красно и верных облаговонила еси души, Евдокие”48. Преподобный Кассиан Римлянин († ок. сер. V в.) писал аскетические творения: “Яко шипок сладковонен, нас благоухают богодухновенная словеса божественнаго языка твоего”49.
Благоверный князь Даниил Московский (†1303; пам. 4 марта) — хронологически первый князь, святой монах-подвижник и покровитель Москвы. В службе ему Первопрестольный град сравнивается с садом, в котором он успешно трудился: “Трудолюбный богосажденнаго сада делатель, досточудных исправлений великокняжескаго начальства, доброуханную кассию50 насадивый и благорасленую постническаго воздержания в схимонахоангельском пребывании смирну51 в боголюбивом сердце твоем вкоренивый, святе Данииле”52.
Незадолго до крестных страданий Христос совершил вход в Иерусалим, жители которого, как говорится в Евангелии, радостно Его встречали с пальмовыми ветвями (Ин 12:13), то есть с ваиями53. Поэтому в службе празднику называются “ветви добродетелей”54, “Ваиа добродетелей”55. Иерусалимские дети “восхвалиша с ваием и ветьми” Христа56, “резаху ветви от древес”57, “ветви садов людие ношаху”58. Вспоминая это историческое событие, “и мы ветви масличныя носяще и ваиа, благодарственно… вопием: Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне”59. На Руси в этот праздник храмы украшались вербами. Поэтому этот вид растений встречается в русской гимнографии. В службе преподобной Евфросинии Полоцкой (†1173; пам. 23 мая) гимнограф переложил слова 136 псалма: “Плодолетными вербами телесное деяние, яко на Вавилонстей реце, повесивши, в бури житейстей возопила еси: аще забуду тя, Иерусалиме, не предложивши в начале веселия, забвена буди десница моя и язык мой прильпни гортани моему”60.
В службах Октоиха на пятницу, когда пострадал Христос Спаситель, говорится о древе Крестном и спасительности Его страданий для рода человеческого. “Древо преслушания мирови смерть прозябе, древо же Крестное живот и нетление. Темже Тебе молим распеншагося Господа: да знаменается на нас свет лица Твоего”61. Стоя при Кресте, сострадала Пречистая Матерь Своему Божественному Сыну: “Древу крестному Тя, Иисусе, пригвождена зрящи, Неискусобрачная, плачущи”62. В богослужебных текстах Октоиха называются также древесные породы, из которых состояло орудие страданий Христа. В службе третьего гласа говорится: “На кипарисе, и певке63, и кедре вознеслся еси Агнче Божий”64. Несколько ниже читаем: “На кедре вознеслся еси, и певке, и кипарисе Владыко, от Троицы един сый, и вознесл еси сущыя во глубину многих
Зд. и далее 8 стр. цв. иллюстраций
сластей впадшыя: благословен Бог отец наших”65. В древнерусской письменности было распространено Слово о крестном древе, приписываемое святителю Григорию Богослову66.
В Священном Писании неоднократно между названиями разных растений называются породы, из которых состояло орудие страданий Христа. Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в Ливане, умножится (Пс 91:13). В русском тексте Библии читаем: Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа (Ис 55:13). Но сосна, то есть певк, ни разу не называется в Библии и в гимнографии. В Минейных богослужебных текстах встречается только кедр и кипарис, их качествам уподобляют святых угодников Божиих. Подвижники Студийского монастыря в Константинополе характеризуются, “аки кедры в Ливане или финики, посреде рая Божия процветши”67. В службе Собору Радонежских святых говорится о преподобном Сергии: “Яко кедр, иже в Ливане, умножишася сподвижницы и ученицы твои и прославишася в добродетелех”68. Праведный Иоанн Русский: “Яко финикс процвет, благодати тезоименне, сладостию плодов услаждеши чувства верных, яко кедр несокрушим, явлься бурею напастей и искушений”69. Родоначальник болгарского монашества преподобный Иоанн Рыльский (†946; пам. 18 авг.): “Иже в Ливане кедру уподобился еси, добродетели божественныя преумножив, и, яко древо насадився при исходищих воды живыя, осеняеши ныне недужных благодатию”70. Из трёх названных пород Креста на Руси кроме сосны росло кедровое дерево и с некоторыми русскими обителями связано интересное явление — устроение монастырских кедровых рощ71.
Устремлённость вверх и благоуханность древесины кипариса являются теми качествами, которые используются гимнографами в богослужебных текстах для прославления святых угодников. В службе преподобному Макарию Римлянину Новгородскому († втор. пол. XVI в.; пам. 19 янв.) говорится о нём: “Яко кипарис высоковерхий, возрасл еси, преподобне Макарие, в пустыни блатней и неплодней и плодоношении духовными прославился еси в ней, яко истинный угодник Христа Бога”72. О преподобном Мефодии Песношском († XIV в.; пам. 14 июня) говорится, что он, как “кипарис высоковерхий, возрасл еси… в пустныни неплодней”73. Мощи святителя Филиппа Московского сравниваются: “…яко солнце, от земных недр возсияша честныя твоя мощи, святителю, яко кипарис мироуханен благоухают поющих Господеви”74. В службе святителю Ипатию Гангрскому († ок. 326; пам. 31 марта) прославляется сам иерарх и рака его святых мощей: “Яко ши́пок, яко крин священный сладковонен, Святителю, яко кипарис, яко миро божественно и благовонно, рака твоя благовонствует чудесы, злосмрадныя недуги отгоняющи, священномучениче всечестне”75. Святой Василий Московский Христа ради юродивый (†1557; пам. 2 авг.) в своих подвигах процвёл, “яко кипарис, посреде земли Российския”76.
В сочетании с другими цветами и растениями говорится о других подвижниках. Преподобный Даниил Столпник († ок. 489–490; пам. 11 дек.): “Яко крин, отче, сельный в раи воздержания процвел еси и, яко кипарис, на высоту возвысился еси совершенства, яко маслина, псаломски явился еси, лица и сердца наша умащая елеем болезней твоих”77. Подобным образом говорится и о преподобном Герасиме на Иордане (†475; пам. 4 марта): “Процвел еси, отче, во дворех Бога нашего, яко финикс высокорасленный, яко кипарис, возвеличился еси Божественными возношении”78.
Говоря о деревьях и растениях, гимнографы прославляют святых подвижников, “насадив” ими райский сад. Названные святые явили нам образец веры и исполнения заповедей Христовых, это “кипарисы” духа, и ныне они пребывают в райских селениях. Мы же осознаём своё недостоинство, и каждый может сказать о себе словами Богородичной стихиры из службы священномученику Ферапонту (III в.; пам. 27 мая): “Аз есмь древо неплодное, Всенепорочная, неплодящее плода спасеннаго, темже и трепещу посечения, да не како ввержен буду в огнь негасимый окаянный”79.
1В службе святого мученика Ермея (II в.; пам. 31 мая) говорится: “Яко необорим столп, прилоги враг не поколебался еси отнюд” (2 стихира на Господи воззвах // Минея Май. М., 2008. Ч. 3. С. 300). За мужество против злых духов преподобный Дионисий Глушицкий (†1437; пам. 1 июня) прославляется Церковью следующим образом: “Доблественне претерпев биения невидимых врагов, показался еси столп непоколебимь” (3 тропарь 5 песни канона на Утрени // Минея Июнь. М., 2008. Ч. 1. С. 23). Образ столпа дважды употреблён в службе преподобному Давиду Солунскому († ок. 540; пам. 26 июня): “…столп явился еси световиден” (1 стихира на Господи воззвах // Минея Июнь. М., 2008. Ч. 2. С. 367); “Богосиянен монашествующих столп” (3 тропарь 8 песни канона на Утрени // Там же. С. 373). Этот образ был распространён и в других жанрах христианской литературы; см. Руди Т. Р. “Яко столп непоколебим” (об одном агиографическом топосе) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 55. СПб., 2004. С. 211–227.
2Елеонская А. С. “Древесные образы” в произведениях древнерусской литературы // Древнерусская литература. Изображение природы и человека. М., 1995. С. 4–18.
3Шипок — роза, цветок розы.
4Крин — лилия.
53 тропарь 6 песни канона на Утрени // Минея Июнь. Ч. 2. С. 220.
63 тропарь 6 песни канона на Утрени // Минея Июль. М., 2008. Ч. 3. С. 371.
71 тропарь 5 песни канона на Утрени // Минея Май. М., 2008. Ч. 3. С. 139.
83 стихира на Господи воззвах // Минея Май. М., 2008. Ч. 3. С. 211.
9Градарь — садовник, огородник. Данное слово “происходит не от слова град — город, а от слова гряда для овощей в огороде”. — Священник Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 130.
10Мурьянов М. Ф. У истоков лексики садоводства в славянских языках // Мурьянов М. Ф. История книжной культуры России. Очерки. СПб., 2007. Ч. 1. С. 484.
11Мурьянов М. Ф. У истоков лексики садоводства в славянских языках. С. 483.
12Чёрный В. Д. Русские средневековые сады. Опыт классификации. М., 2010. С. 63–75.
13Библиотека литературы Древней Руси. Т. 3: XIII век. СПб., 1997. С. 90.
14Там же. С. 91.
15Лихачёв Д. С. Сад и культура России // Лихачёв Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992. С. 301.
16Чёрный В. Д. Русские средневековые сады. Опыт классификации. С. 38.
173 тропарь 6 песни канона на Утрени // Минея Июнь. Ч. 1. С. 99.
182 стихира на хвалитех // Минея Июнь. Ч. 1. С. 105.
193 стихира на Господи воззвах // Минея Июль. М., 2008. Ч. 1. С. 339. Таким же образом прославляется псковская монашеская твердыня: “Яко сад благоуханный, процвела есть обитель Псково-Печерская”. — Икос // Минея дополнительная. М., 2005. Вып. 1. С. 358.
202 стихира на стиховне // Минея Май. М., 2008. Ч. 1. С. 205.
211 тропарь 4 песни канона на Утрени // Минея Февраль. М., 2007. С. 679.
22Седален по 3 песни канона на Утрени // Минея Январь. М., 2007. Ч. 2. С. 547.
232 тропарь 4 песни канона на Утрени // Минея Январь. Ч. 2. С. 282.
243 тропарь 1 песни канона на Утрени // Минея Август. М., 2007. Ч. 3. С. 130.
25Славник на хвалитех // Минея Июнь. Ч. 1. С. 157.
262 тропарь 5 песни иного канона на Утрени // Минея Май. Ч. 1. С. 21.
27Светилен // Минея Май. Ч. 1. С. 27.
282 тропарь 1 песни канона на Утрени // Минея Май. Ч. 1. С. 257.
29Удолие — долина, низменность.
302 стихира на литии // Минея Май. Ч. 1. С. 253.
313 стихира на стиховне // Минея Март. М., 2008. Ч. 1. С. 129.
322 тропарь 5 песни канона Утрени // Минея Март. М., 2008. Ч. 2. С. 288.
331 тропарь 8 песни канона на Утрени // Минея Февраль. С. 673.
341 тропарь 8 песни иного канона на Утрени // Минея Апрель. М., 2007. Ч. 2. С. 27.
35Розга — веточка, тонкое дерево, куст похожий на виноградную лозу.
36Гобзованный — изобильный.
372 тропарь 1 песни канона на Утрени // Минея Апрель. М., 2008. Ч. 1. С. 129.
383 тропарь 8 песни канона на Утрени // Минея Февраль. С. 629.
391 тропарь 6 песни канона на Утрени // Минея Февраль. С. 611.
40Икос по 6 песни канона на Утрени // Минея Февраль. С. 612.
411 тропарь 6 песни канона // Минея Февраль. С. 672.
423 тропарь 6 песни канона на Утрени // Минея Март. Ч. 1. С. 151.
431 тропарь 6 песни канона на Утрени // Минея Май. Ч. 3. С. 179.
442 тропарь 8 песни канона на Утрени // Минея дополнительная. Вып. 1. С. 13.
45Финикс — пальма.
462 тропарь 3 песни иного канона на Утрени // Минея Апрель. Ч. 1. С. 104.
47Славник на хвалитех // Минея Апрель. Ч. 1. С. 137. См. также: служба преподобному Илариону Новому († ок. 754; пам. 28 марта) // Минея Март. Ч. 1. С. 256.
483 тропарь 9 песни канона на Утрени // Минея Март. Ч. 1. С. 11.
492 тропарь 9 песни канона на Утрени // Минея Февраль. С. 749.
50Касиа — вид благоуханного дерева, дикая корица.
51Смирна — смола благовонная.
522 стихира на хвалитех // Минея Март. Ч. 1. С. 121.
53Ваия — ветви пальмы.
543 стихира на Господи воззвах // Триодь Постная. М., 1974. Л. 383 об.
554 стихира на Господи воззвах // Там же.
562 стихира на литии // Там же. Л. 385 об.
571 стихира на хвалитех // Там же. Л. 390 об.
582 стихира на хвалитех // Там же.
594 стихира на хвалитех // Там же.
605 тропарь 8 песни канона на Утрени // Минея Май. Ч. 3. С. 58.
611 стихира на стиховне на Утрени // Октоих, сиречь Осмогласник. Гласы 1–4. М., 1981. С. 474.
62Крестобогородичен // Минея Апрель. Ч. 1. С. 6.
63Певг — сосна или ель.
64Седален по 2 стихословии // Октоих, сиречь Осмогласник. Гласы 1–4. С. 463.
651 тропарь 7 песни канона на Утрени // Там же. С. 470.
66Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. СПб., 1863. С. 395–308; Апокрифы Древней Руси. Издание второе, дополненное. СПб., 2008. С. 161–169; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 3: XI–XII века. СПб., 1999. С. 284–291.
67Минея Январь. Ч. 2. С. 422.
683 тропарь 3 песни канона на Утрени // Минея Июль. Ч. 1. С. 345.
692 тропарь 6 песни канона на Утрени // Минея Май. Ч. 3. С. 179.
702 тропарь 1 песни канона на Утрени // Минея Август. М., 2007. Ч. 2. С. 229.
71Чёрный В. Д. Русские средневековые сады. Опыт классификации. С. 68–70.
721 тропарь 6 песни канона на Утрени // Минея Январь. Ч. 2. С. 54.
731 тропарь 6 песни канона на Утрени // Минея Июнь. Ч. 1. С. 541.
741 тропарь 3 песни канона на Утрени // Минея Май. Ч. 3. С. 291.
751 тропарь 9 песни канона на Утрени // Минея Март. М., 2008. Ч. 2. С. 349.
761 тропарь 5 песни канона на Утрени // Минея Август. М., 2007. Ч. 1. С. 77.
772 тропарь 9 песни канона // Минея Декабрь. М., 2008. Ч. 1. С. 396.
784 тропарь 9 песни канона на Утрени // Минея Март. Ч. 1. С. 79. Пахучее кипарисовое дерево не подвержено порче жучком, поэтому написанные на кипарисе иконы хорошо сохраняются; см. Степанов Ю. Г. Необыкновенный кипарис обыкновенный. Вятка, 2010. С. 17–19. В наших храмах можно встретить иконы конца XIX, начала ХХ века, написанные неповторимым афонским письмом. Кипарис использовался в храмах не только для икон, но и в других целях. В XIX веке очевидец писал о Софийском соборе в Киеве: “Самый престол алтаря Софийского устроен из кипариса, по размеру Гроба Господня, и обложен позлащёнными досками”. — Путешествие по святым местам Русским. Киев. СПб., 1844. С. 62. См. также: Степанов Ю. Г. Необыкновенный кипарис обыкновенный. С. 38–42. Из кипариса также вырезались иконы и кресты, кипарис использовался для иконостасов, в кипарисовые раки полагались святые мощи подвижников Божиих; см. Степанов Ю. Г. Необыкновенный кипарис обыкновенный. С. 44–111; Мощи преподобного Саввы Сторожевского. М., 2008. С. 34.
79Минея Май. Ч. 3. С. 204.