Пожалуй, без особого преувеличения можно сказать, что портал “Правмир” сделал очень важное дело, а точнее, начал это дело, потому что содержание материала “Духовник и психиатр”, в котором доктор медицинских наук психиатр Василий Глебович Каледа отвечает на вопросы посетителей портала, просто требует, чтобы его расcматривали как первый выпуск со всеми вытекающими последствиями. В самом деле, потребность в осознании проблем психического здоровья чрезвычайно велика, причём невозможно умолчать и о том, что она велика не только в кругах мирян, но и в кругах духовенства, для которого трезвое, взвешенное осознание этих проблем чем дальше, тем больше становится актуальным донельзя. Вообще говоря, количество людей с теми или иными отклонениями в состоянии психического здоровья (речь не обязательно идёт о болезни) в мире чрезвычайно велико, а умение отдавать отчёт в своих трудностях и в трудностях своих родных, близких и духовных детей не всегда аутентично тому уровню ответственности, который накладывают на нас обстоятельства нашей жизни.
Нужно отдать должное всем участникам интернет-диалога: задавались достаточно чётко сформулированные вопросы, не только продуманные, но и выказывавшие искреннюю заинтересованность. Замечательно, что у спрашивающих практически не было стремления завуалировать свои реальные сложности, как это, к сожалению, нередко бывает при трудных разговорах. Хочется думать, что им приходил на выручку опыт исповеди, в ходе которой полагается не только говорить правду, но говорить её ясно и лаконично. А Василий Глебович отвечал так, что при всей его мягкости и уважительном тоне суть проблемы становилась ясной1.
А ясности в этом комплексе проблем нам очень не хватает.
Простому, то есть профессионально неподготовленному человеку трудно понять, где кончаются личностные особенности и начинается болезнь. Пожалуй, ещё сложнее уяснить себе, что должен делать тот, чьё умонастроение и поведение внушают озабоченность ему самому и его близким: каяться или лечиться? А в связи с этим встаёт вопрос и о том, как разделить сферы компетентности священника и психиатра.
Те соображения по принципам разделения этих сфер, которые высказывает В. Г. Каледа, производят впечатление не просто продуманности, но глубокого понимания сути вещей, базирующегося не только на профессиональном, но и на духовном опыте. И очень впечатляет его умение, так сказать, оперировать уровнями: некоторые ответы выдерживаются в терминах общих соображений, к некоторым добавляется рекомендуемая литература, а иногда В. Г. просто даёт свой электронный адрес, замечая при этом, что спрашивающий нуждается в более подробном обсуждении его проблемы (читай: в более конкретной помощи для него самого или для того, о ком он беспокоится).
Пересказывать содержание данного материала бессмысленно хотя бы потому, что большинство вопросов и все ответы сформулированы настолько ясно, что просто грех их портить; для всех, кто хоть в какой-то степени интересуется данной проблематикой, нужно найти его в интернете (сделать это становится всё проще). Отметим только, что помимо общих вопросов по данной теме внимание уделяется депрессиям2, обсессивно-компульсивным расстройствам3, неврозам, шизофрении, некоторым другим заболеваниям (например, аутизму), алкоголизму. Обсуждаются также вопросы, связанные с приёмом нейролептиков, с расстройствами личности, с особенностями характера и поведения. Не остаются без внимания и проблемы половых отношений и брака, а также детского поведения.
Разумеется, нельзя ожидать, что такого рода единичная интернет-публикация в состоянии разрешить все проблемы, касающиеся столь непростых дел, как разграничение болезни и греха, соответственно лечения и покаяния, компетенции священника и врача. Вряд ли она полностью убедит и тех, кто считает, что православным лечиться не надо, в том, что лечение — от Бога, если оно правильное4. Но, как об этом уже было сказано, главное в этом деле было положить начало. И можно считать, что оно положено.
Дело за продолжением.
1Не могу удержаться от рассказа о моём собственном опыте общения с В. Г. на профессиональный сюжет. Как-то в телефонном разговоре я среди прочего посетовала на некоторое затруднение в работе, связанное к тому же и с личностными свойствами, моими и ещё ряда лиц. В. Г. скучным голосом сказал, что это проблема психотерапии, что нужна специальная программа, а он не психотерапевт, у него другая специальность. И дальше разговариваем. А минут через 20 я обнаруживаю, что проблема совершенно расточилась, и говорю: “В. Г., это и есть программа?”. А он только смеётся.
2Увы, пришлось однажды прочесть, как на вопрос о депрессии священник отвечал, что депрессия — это уныние, так что и говорить не о чем. Как будто уныние — это майский день…
3Пожалуй, здесь невозможно удержаться от цитирования: “…мне назначили антидепрессанты, но я думаю, обязательно ли принимать таблетки, тем более такие. Может быть, лучше стоит просить Бога об исцелении? — Я думаю, что лучше всего помолиться, попросить помолиться о Вашем здоровье Ваших близких и… обязательно принимать антидепрессанты”.
4Замечательные слова говорил протоиерей Глеб Каледа, отец Василия Глебовича: наука (в данном случае мы говорим о медицине) и вера никогда не противоречат друг другу, если это поистине наука, а не шарлатанство, и поистине вера, а не суеверие.