Разговор с нецерковной аудиторией: проблемы, ошибки и возможные решения
Портал «Православие и мир» — один из крупнейших в мире сайтов о вере, религии, человеке и обществе. В апреле этого года к нам пришло 3 000 000 посетителей, примерный ежедневный охват — 100 000 — 130 000 человек. Мы работаем преимущественно на русском языке. Сегодня в России 80% называют себя православными, и только 3–7% регулярно посещают храм и принимают участие в Таинствах Церкви. То есть основная часть нашей аудитории и нашей потенциальной аудитории — люди, едва ли знающие много о Православии.
Я начну с двух особенностей современных медиа, принципиальных для нашей работы.
Первое — мы все работаем в условиях переизбытка информации. В том числе и о Православии. С распространением Интернета и социальных медиа человек стал перегружен информацией всех типов и видов. Уровень прокрастинации сегодня достигает рекордных показателей.
Обычная ситуация: вы только на минуточку зашли в почту — только пару самых срочных писем, и… вы очнулись через 2 часа, с напряжением отслеживая, как назовут новорожденную британскую принцессу! Шарлотта? Елизабет? Диана?!
Идет 24-часовая война за внимание читателя. Смерти, происшествия, секс, политика, тизеры всех видов, шокирующие и забавные вещи.
Посчитайте, сколько раз за день вы оказываетесь на страницах
— 20 признаков того, что ваш партнер вам изменяет
— 15 самых уморительных студенческих перлов
— 23 самых невероятных платья на церемонии Оскар.
Идет очень тяжелая битва за аудиторию. И как же неимоверно сложно втиснуть в этот поток новостей и развлекательных материалов что-то духовное. Что-то о Христе. О грехе. О серьезном. Где надо думать. Где придется увидеть себя не с лучшей стороны. Где надо будет покаяться…
Вторая особенность современного медийного пространства — это обесценивание слова. Нам всем знакома проблема фейковых новостей. Подчас даже ведущие мировые агентства не могут отличить фейк от факта — настолько правдоподобными кажутся фейки!
Фейк или факт — в эту игру можно играть бесконечно. Закон о запрете топота котов в ночное время… Факт. А выглядит как фейк. А вот 12-летняя девочка из Норвегии вышла замуж за 30-летнего мужчину — это фейк, причем специально созданный, чтобы привлечь внимание к проблеме ранних браков в исламских странах. Играть в игру фейк-факт занятно и даже полезно. Но игры играми, а вот как нам проповедовать, убеждать, мотивировать и заинтересовывать в условиях, когда слово обесценивается, когда размываются понятия и денотаты отторгаются от сигнификатов?
В условиях «открытого информационного общества», засилья политической и коммерческой рекламы, «перепроизводства слов» в интернете, когда за словом уже не обязательно стоит правда или даже просто какая-либо реальность, происходит инфляция слова, его тотальное обесценивание.
Теперь поговорим о том, какие способы разговора с аудиторией не работают.
1. Сложные, не адаптированные под язык читателя проповеди — сканированные страницы из церковнославянских изданий, бесконечные репринты, сложные проповеди, которые выкладываются в сеть километрами, начиная с «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и до «Аминь». Главное, что объединяет такие тексты — полное равнодушие к аудитории, к своему слушателю и читателю. Последствия — равнодушие аудитории, убеждение в глубоком анахронизме и неактуальности высказываний православных — и вплоть до серьезных душевных травм и отвращения от Церкви, когда в ответ на тяжелую жизненную ситуацию (смерть ребенка, например), человеку выдают перепечатанную сентенцию XIX века (хорошо, что умер, а то вырос бы еще грешником, а так все — в Царствии Небесном).
Когда человеческая драма, трагедия встречает такой холодный формальный и безучастный ответ православного человека — это может надолго — на годы — а, быть может, навсегда, отвратить человека от Церкви и веры. Настоящих человеческих же текстов, в которых человек услышит, что его понимают, мало. Всегда мало.
Книгу «От смерти к жизни» мы много лет собирали по крупицам, отыскивая тексты, которые бы не поучали скорбящих, а чьи авторы соболезновали бы и сопереживали тем, кто потерял близкого.
2. Неискренние, лицемерные высказывания и поведение, идущие вразрез с базовыми морально-этическими христианскими представлениями. Например: «Раз изнасиловали, ну, значит, сама спровоцировала, наверное, юбку короткую надела, губы накрасила или поздно ночью домой шла». Напомним, что 30-е правило свт. Василия Великого говорит о том, что подвергшаяся поруганию не подлежит осуждению.
Еще одно высказывание из этой серии: «Жаль, что у нас государство не исламское, а то б сразу таких бы без головы оставили!» То есть православный человек открыто жалеет о том, что другого человека не убивают сразу после того, как тот согрешил. Это рождает не просто равнодушие, а часто искреннее возмущение внешних, слова православных воспринимаются как идущие вразрез с той правдой, которую человек чувствует сердцем.
Особенно остро стоит вопрос о том, как говорить о современной реальности, учитывая колоссальную политизацию современной жизни, когда любое высказывание автоматически ставит человека в тот или иной лагерь, когда кажется, что нет больше никакой возможности сохранять нейтралитет, и когда верующие представляются для многих уже не выступающими над схватками и баталиями, но активными игроками этого поля.
Здесь есть один принципиальный момент — невозможность для христианина использовать язык вражды, язык ненависти. Язык ненависти, оскорбления других, неважно — просто ли это оппоненты, страшные грешники или даже враги — рушит любую миссию. «По тому узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собой», — говорил Христос. Мы можем и должны противостоять, спорить и не соглашаться, но всегда избегая языка ненависти, даже скрытого. Как только мы позволяем себе слова ненависти, мы сразу попадаем в ловушку ненависти и теряем уважение и доверие слушателя.
Теперь поговорим о том, что работает.
Незадолго до конференции я провела небольшой опрос, большинство ответивших рассказали, что на них по-настоящему повлияли искренние и интересные блоги священников, наполненные не официозом и сухими справками, а интересные, содержательные, регулярные записи — о музыке и литературе, о Церкви и детях, о повседневной жизни и жизни церковной. Работают такие журналы, которые ведутся спокойно и интересно, чьи авторы умеют хорошо писать и рассказывать, и не участвуют в холиварах и перебранках, из которых видно, что священник — человек, а не страшная машина по обличениям и поиску грехов. Человеку становится интересна ЛИЧНОСТЬ священника, и потом уже этот интерес рождает и интерес к Православию.
Один из ярких примеров таких дневников — это Живой журнал священника Сергия Круглова — хорошего современного поэта. Я знаю многих, совершенно далеких от Церкви людей, которые с удовольствием читали жж о. Сергия, ходили на его поэтические вечера и искренне интересовались тем, что важно для него. Другой такой яркий пример и, кстати, один из первых таких журналов — блог протоиерея Димитрия Карпенко. Журнал заброшен, но многие впервые прочитали о Церкви в его записях о служении, о рок-музыке и о жизни.
Наконец, журнал священника Александра Дьяченко собрал огромную аудиторию вокруг его проникновенных, драматичных и очень глубоких рассказов.
Конечно, становясь ближе своей аудитории, важно не превратиться в своего в доску парня, не создать представление о священнике как о том, с кем хорошо пойти выпить пару бокальчиков, но, сохраняя должную дистанцию и уважение, говорить с собеседником понятно и интересно.
Вторая вещь, которая несомненно работает, — это искреннее, честное, живое слово священника или мирянина — человека, живущего в современном мире, сказанное не из политических или карьерных соображений, а из христианского восприятия реальности. Слово, сказанное не из теории, а из опыта. Тексты, про которые говорят: «Не смотрите, что это священник написал, не смотрите, что сайт православный — это очень классный текст». Такой отзыв покойная Марина Андреевна Журинская считала самой высокой похвалой.
Всегда необходимы живые хорошие иллюстрации, подтверждающие евангельские максимы.
Вот Патриарх Павел Сербский, ныне покойный, едет в автобусе или идет по улице — это органично и нормально для него, и эти фотографии тиражируются в социальных сетях.
Вот Святейший Патриарх Кирилл покупает девочке прекрасную инвалидную коляску и ведет с ребенком переписку.
Вот епископ Евтихий строит храм — день за днем, — не красиво закладывая первый кирпич, а в рабочей одежде вместе с обычными строителями.
За последние годы написаны горы противоабортных текстов. Большинство из этих текстов не переубеждают тех женщин, которые действительно сомневаются. И какое сильное действие имела речь Джианны Джессен — выжившей в результате аборта! Как убедительно, ярко и глубоко говорит она о правах нерожденного младенца и о Боге. Многие — самые скептики — не могут слушать ее без слез.
Как много теоретических слов сказано о терпении скорбей, и как убедительно звучит голос Ника Вуйчича, когда он говорит о любви Бога и воле Божией, которая видится и из самого сложного физического состояния.
Как много статей о России и Украине, написанных в обеих странах, написанных в том числе и верующими, и даже священниками, пропитано языком ненависти. И как важны слова о жизни, смерти, войне и мире владыки Митрофана из Горловки. Вот уже больше года Горловская епархия в эпицентре военных действий, и слова проповеди владыки Митрофана — образец того, как можно и нужно говорить о происходящем, и как вести себя в подобных страшных условиях.
***
В условиях «открытого информационного общества», засилья политической и коммерческой рекламы, «перепроизводства слов» в интернете, когда за словом уже не обязательно стоит правда или даже просто какая-либо реальность, происходит, если угодно, инфляция слова, его тотальное обесценивание.
Христианство — как религия Слова — не может не взять происходящее во внимание, не может не отозваться на этот вызов.
Нашим ответом (и это мысли и наблюдения мыслителей О. Генисаретского и Д. Сладкова) должен стать перенос акцента с проповеди на живое свидетельство. В первую очередь, свидетельство нашей собственной развитости — духовной, душевной, интеллектуальной. Свидетельство нашей способности любить и прощать.
«Мы христиане — поэтому мы такие».
За образом личности каждого из нас должен просматриваться Первообраз, прямо по слову отцов Седьмого Вселенского Собора. Люди нам поверят только тогда, когда им захочется стать такими же, как мы.
Пример и свидетельство — это то, что работает.
фото протоиерея Павла Великанова