Уже по традиции, к православным праздникам в СМИ появляется очередная «разоблачительная» статья из серии – «о попах, жирующих на наши кровные». Вот и на этот раз одно маститое издание не смогло обойти вниманием празднование юбилея одним священнослужителем.
И, как всегда, журналистов интересовала лишь материальная сторона: кто на чем приехал, кто кому, что, а главное – за сколько(!) подарил. И понеслась. Обвинения стандартные и выводы безапелляционные: алчные батюшки, проповедующие бессеребничество, не заслуживают нашего доверия. Да и как после этого в Бога верить? А если и верить, то уж без запятнавшихся православных «посредников». То есть, в обход Церкви.
Думалось так и мне когда-то. Казалось, что сама лучше знаю, как молиться-поститься. Хорошо, что вовремя встречались «неправильные посредники».
Слишком мистик
Мне повезло – хоть я и часто меняла место жительства, но всегда рядом с моим домом был храм. Квартира, которую получили родители после 20 лет очереди, не стала исключением. Там неподалеку, в Свято-Троицком храме, служил и служит отец Владимир, излюбленной темой проповедей и бесед которого – конец света, уловки антихриста, устройство загробной жизни и проч. Вероятно, в этом случае отчасти сыграл роль экономический закон про спрос и предложение, поскольку аудитория отца Владимира – преимущественно малограмотные старушки. На них подобные беседы производили неизгладимое впечатление, и любой их разговор начинался: «А от наш батюшка казав…».
Не знаю, скрывала ли я тогда свое презрительное высокомерие в общении с этим прекрасным батюшкой, но глаза мои открылись намного позже, когда узнала о его ежедневной заботе о больных и нищих, о насущных потребностях своих прихожан, о том, как он молился о наркоманах и бесноватых, как отстаивал строительство нового храма…
Это все я увидела позже, а сначала, как водится, осудила.
Слишком строгий
Случилось в нашей семье большое горе – гибель человека в самом расцвете сил. Случай очень непростой, и нужно было благословение архиерея на православное погребение. Вопрос был решен положительно, но с оговоркой – всем членам семьи строгий пост и исповедь с Причастием, а также обязательно быть в храме на службе в «поминальные дни».
Мне до сих пор стыдно за свои кривые усмешки и умничанье, когда моя мама, которая никогда не постилась до этого, ринулась в точности исполнять указания владыки. Я-то знала, как правильно поститься и каяться, что там владыка? Читали мы в прессе, ага, кем он был до пострига. В общем, гордыня возобладала над смирением, и не знаю уж, как огонь тогда не опалил у Чаши…
Сейчас, если вдруг случается, что я пропускаю поминальную службу, нарушая благословение того владыки, сразу вспоминаю тот позорный момент, когда я со злорадством заприметила сучок в чужом глазу, не почувствовав бревна в своем. И моя близорукость, к слову, тут вовсе ни при чем.
Слишком приземленный
Встреча с другим «плохим» священником пришлась на некое время работы в православной журналистике. Обратившись за комментарием к насельнику одного монастыря, я столкнулась с субъектом толстым, в золотых перстнях, который то и дело покрикивал на молодых монахов и скороговоркой называл заоблачные расценки на требы мирянке, которую больше интересовала не «цена вопроса», а сущностные моменты Таинства венчания.
Когда я уже отчаялась получить компетентную информацию по интересовавшему меня вопросу, и сей насельник, наконец, обратил внимание на меня, то изумилась глубокому и рассудительному ответу. Речь шла об обретении мощей недавно прославленного святого.
Так вот, когда рассказывал о чудесах и помощи святых после смерти, этот батюшка, между прочим, упомянул о намоленых на мощах этого святого рукавичках. Эти рукавички кладут под подушку детям, которые боятся темноты. Я удивленно переспросила: «Рукавички?», — поскольку никогда как-то не приходилось слышать о такой православной традиции. «Да, да, — заулыбался батюшка и протянул мне что-то в шелестящей упаковке, — вот, возьмите себе».
И вот откуда он, «весь такой приземленный», знал, что меня после трагических событий, описанных выше, мучил страх темноты? Надо ли говорить, что страхи мои после этого исчезли, как и привычка скоропалительно судить людей по внешности и поддаваться первому впечатлению.
Слишком просто
Я вновь сменила жилье, и вновь рядом оказался храм. Маленький, окруженный соснами, освященный в честь святых апостолов Петра и Павла. Близился праздник Успения Пресвятой Богородицы, и мы засобирались в церковь. Местная жительница настоятельно рекомендовала другой храм – немного подальше, придется подъехать, зато какой там батюшка служит, какие проповеди провозглашает!
Устоять было сложно, мы согласились. Храм новый, красивый, колокола созывают людей не богослужение. Только вот не учли мы тот нюанс, что церковь оказалась не совсем наша, а «киевского патриархата». Потому до «гениальной проповеди» мы не достояли.
Заглянув все же, спустя какое-то время, в тот маленький Петро-Павловский храм, окруженный соснами, я действительно пламенных проповедей не услышала, впрочем, как и стройного хорового пения. Все так простенько, бедненько.
Служат там два батюшки – о. Сергий и о. Анатолий – с уставшими глазами, но постоянным рвением к молитве. Отец Анатолий уже немолод и немного туговат на ухо, потому на исповеди частенько приходится приносить чуть ли не публичное покаяние, а отец Сергий бывает часто молчалив, но и это не беда. Они стали нашей семье родными.