Христос-Младенец здесь поднимает руку в риторском жесте — как ритор на суде. Таким ритором, защищающим несправедливо обвиненных и бедных людей, был и отец святителя Василия Великого, и рано умерший жених сестры Василия Великого – преподобной Макрины.
В других изводах риторский жест стал нежным касанием шеи Его Матери – избранной Им от начала мира, избранной Им от всех народов и язык, избранной по образу Церкви Его. В другой же руке Его сфера* — символ Его царской власти над миром (ее изображали в руках императора Августа в античные времена).
Кого же защищает Христос, Судия, истинный Владыка мира?
Он делает риторский жест, Сын Мариин, Сын Человеческий, призывая все племена и языки внимать Ему. Он, Господь, будет говорить – кто не вострепещет? (Ам.3:6-8). Он будет говорить в защиту ее, как новый Даниил (Дан.13) в защиту новой Сусанны, еще более и несравнимо целомудренной и прекрасной, отвергшей недобрых и неправедных старцев, слывших учителями закона.
Учителя закона забыли закон и захотели вовлечь чистую Сусанну в свой гнусный грех – но она помнила Закон Бога своего и отвергла их. И тогда они умыслили злое – оклеветали ее, приписали ей то, что совершить она им не дала, свалили на нее грех свой, обрекая ее на смерть – и народ поверил им, потому что они были важные и уважаемые учители Закона, а она – простая женщина, за которую некому было вступиться, кроме Бога.
И Бог явил Себя, и послал Даниила, разрушившего своей божественной мудростью всякую земную мудрость и умение жить беззаконных законников, и погибли они – а Сусанна осталась жива и возвеличена.
Он, новый Даниил, Сын Человеческий здесь и всегда – Защитник, Ритор и Утешитель – в суде над Церковью Его. Он присутствует посреди нее Духом Святым и познается в Духе Святом.
«Царю Превечный, Утешителю, Христе Истинный» (Акафист Иисусу Сладчайшему)
Дух Святой Божий являет Христа, и никто не может противиться Его правде – правде Воплощенного и Распятого и Воскресшего Сына Мариина.
Дух Святой Божий, которым воздвигнут Сын из мертвых (Рим.8:11), оправдал Его, осужденного человеческим судом – во Христе явилась «правда Божия, спасительная всем человекам» (Рим. 3:21).
И кто теперь обвинит святых Божиих? Христос Бог оправдывает их (Рим. 8:33) – не потому что находит оправдания грехам человеческим, нет, а потому что чиста Церковь Его, как древняя Сусанна, и более того – как Мать Его Мариам, принять Которую из-за боязни нарушения Закона не хотел праведный Иосиф (Мф.1:19), и Христос воистину посреди нее, и в этом – правда, и она в этой правде, и она оправдана. И призрел он на смирение Ее средь языков, и назовут Ее все самой счастливой – блаженной, ибо явился в Ней и Ею Христос, и счастье Ее растворено Крестной печалью.
Младенец касается венца на главе Богоматери, словно указывая риторским жестом на него. Христос венчает Церковь Свою, которую гонят не потому, что она «убийца, или воровка, или злодейка, или как посягающая на чужое (1 Петр.4:15), но потому что она – христианка, и злословят ее «за имя Христово» (1 Петр. 4:14), и когда ее гонят, то не стыдится она, но прославляет Бога за такую участь (1 Петр. 4:16).
И Он посылает Духа Своего (Ин.14:15-16), Другого Утешителя, Другого Ходатая, неразлучного с Ним, Воскресшим, и является Сам (Ин. 14:21), чтобы научить свидетелей Своих, «что сказать и что говорить» (Мф.10-19-20), ибо они возлюбили Его.
И Церковь подобна Павлу и его спутникам:
«Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей…» (2 Кор. 4:8-11)
Сам Параклит-Утешитель, Дух Святой Божий, являет Сына Воскресшего в Церкви, и Сам Сын – явление Правды Божией.
Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей, и ешь.
Спасти голубку из сетей –
Его народ –
Наш Бог кратчайшим из путей
грядет,
грядет!
Объяты страхом те, кто с Ним
и позади.
Он на неслыханном пути –
один,
один.
Не победить Его в суде,
Не побороть.
…О, будь же милостив к Себе,
Господь,
Господь!..
Когда на солнце ляжет тень —
свершится срок,
и будет лишь Господь в тот день
высок,
высок…
…Воспой, наполни гласом даль,
утешь,
утешь!
Кто плачет – отложи печаль,
и пей, и ешь —
Он одолел ночной туман –
зарей,
зарей, –
всех позовет по именам
навек Живой.
_______
* Шары, имеющие такое значение, встречаются уже на одной монете рим. императора Августа: на одном из них имеются буквы EVR. (Европа), на другом — ASI. (Азия), на третьем — AFR. (Африка). На многих монетах позднейших римских императоров в руке императора имеется шар, часто с изображением богини победы. Позже это изображение было заменено крестом, и в таком виде держава перешла к византийским и герм. императорам, а затем и к остальным монархам (Брокгауз и Ефрон).
Читайте также:
Икона Богородицы «Всецарица»: надежда для больных раком
Удел Богородицы и Царство не от мира сего
Боголюбская икона Богородицы: и от чумы, и от огня, и от татар…