В последнее время в обществе активно обсуждается проблема нового образовательного стандарта. Основная претензия к нему состоит в том, что основные школьные предметы станут предметами по выбору.
Новое направление школьного образования комментируют председатель Издательского Совета Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент и писательница Олеся Николаева.
Митрополит Климент:
— Считаю, что сейчас система образования перестраивается на метод не усвоения знаний, а на загрузку учеников знаниями. И это большая разница. Когда ребенок усваивает знания — развивается его мышление. Когда его загружают знаниями, он просто принимает информацию, как компьютер, и все. Ученик не привыкает самостоятельно мыслить. Кроме того, есть такая программа в системе школьного обучения, под названием «компетентное детство». Считаю такое явление опасным. Что такое компетентное детство? В этой программе уменьшается роль родителей и воспитательного процесса. Вот главная направленность программы: ребенок должен быть компетентным во всех вопросах. И все. В 90-е гг. мы отстояли протест введения в школах полового воспитания, теперь эта же система приходит под другим названием. С помощью таких программ всячески уменьшается роль семьи и родителей. На западе, к примеру, пришли к выводу, что нужно отказаться от употреблений таких слов как «папа» и «мама». Мы тоже к этому идем? Мы должны идти своей дорогой, соблюдая свои традиции. Семья – это домашняя церковь, ее важно поддерживать и развивать.
Писательница Олеся Николаева:
— Как профессор Литературного института я собирала подписи против этой программы. Это письмо подписано многими писателями и преподавателями. На самом деле, это чудовищно, когда такие предметы как русский язык, литература, история выводятся за рамки обязательных предметов. Считаю, что это шаг к национальной катастрофе, когда эти предметы определяются как предметы специализации, а не как необходимое культурное поле, в котором созревает человек. Среди обязательных предметов программы можно найти физкультуру, ОБЖ и такой предмет как «Россия в мире». Ребенок, который будет изучать предмет «Россия в мире», что будет знать о России без ее литературы, языка, истории своей страны? Считаю, что это нарушение ментального национального кода. Русский человек многоцентричен, и литература занимает значительное место в формировании его русской ментальности. Если таких необходимых основ не будет, мы окажемся в стране, которая называется Вавилон, где люди не понимают друг друга, произойдет разрыв культуры, традиций, а следовательно — распад страны. Нельзя отсечь культурную основу страны.
Вроде все ратуют за создание в России сознательного гражданского общества, но у нас не может быть гражданского общества, если у нас низкое отношение к собственной культуре. Самое поразительное, что в концепции государственной безопасности записано очень верно, что гарантом сохранения национальной безопасности является хранение и возделывание нашей национальной культуры и нашего научного потенциала. Там все очень разумно написано. Но почему тогда данные системы, нововведения входят в противоречия с законом? Это не понятно. Мне кажется, что разумности решений нужно добиваться.