«Сперва, наверное, сделал каркас. …Глаза что-то широко приклеились, но сойдёт. Эй, ты у нас кто? Крылья вот тебе, на. Хорошие получились крылья, как у птицы. …Слушай, а башку в сторону поверни-ка. И что, и всё, что ли? Маловат радиус. Дай-ка подкручу. Вот так норм? А так? А ну-ка я к тебе со спины подойду, а ты на меня глянь, только туловищем не верти. Ого!» — так, по мнению Лоры Белоиван, Господь мог бы сотворить сову. Сейчас этот текст удален из-за угроз.
Лора Белоиван — известный блогер, художник, автор книг и много лет спасает тюленей на Дальнем Востоке. В ее посте на ее личной странице фейсбука содержалось несколько непечатных выражений. Ими сложно удивить пользователей соцсетей, но именно они и стали камнем преткновения, обрушившим на автора целый камнепад.
Лоре прислали угрозы с ультимативным требованием немедленно удалить пост. “Либо вы редактируете — удаляете свой пост, либо я устрою вам скандал. Срок исполнения — 2 суток».
Белоиван удалила свой пост и написала: «Удалила я его, потому что в стране у нас происходят странные вещи: люди, считающие и называющие себя православными христианами, всё чаще ощущают себя оскорбленными в своих религиозных чувствах, в том числе художественными текстами, и объявляют войну их авторам. Не я первая. Мне написал священник, который настоятельно рекомендовал мне убрать текст.
Сегодня я узнала от своих православных друзей, близких к Московской Патриархии, что против меня организована целая кампания: жалобы и заявления (их много) лежат в Роскомнадзоре, прокуратуре, полиции и еще невесть где. В тексте, который вы читали, нет и намека на оскорбление чьих бы то ни было чувств, кроме, возможно, чувств совы — но она-то как раз ко мне никаких претензий не имеет.
…Я очень устала говорить, что православные — это не те, которые громят выставки, срывают спектакли и пишут в прокуратуры на авторов текстов в интернете. Устала, но буду, потому что это правда: цензура, склоки, тщеславие и злоба не имеет никакого отношения к православию. Оно совсем другое вообще-то. И про другое».
Председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда попробовал примирить все стороны на своей странице:
«Я не знаком с Лорой Белоиван и до вчерашнего дня ничего о ней не знал. Сегодня от уважаемых мною людей услышал, что она много помогает животным. И это безусловно здорово и вызывает уважение.
Что касается текста про сову, мне он не понравился. Я понимаю, что это метафора, что это не про Бога, а про сову. Что Бог здесь был нужен как образ, но… Есть вещи, которые в стёбе «дурно пахнут». Мне кажется, так и здесь. Скажем, мог бы я, не будучи мусульманином, написать такой тест, где упоминался бы «Аллах»? Или Иегова, не будь я иудеем? Не стал бы. Зачем, пусть невольно и без желания, вызывать у людей неприятные чувства? Тем более, я не написал бы такого текста, если бы я был мусульманином или иудеем. (Я вам больше скажу, я бы не вложил таких слов и в уста своего папы. Просто потому, что ни разу не слышал от него ругани, хотя знаю, что бывало, конечно…)
Теперь главное: мои христианские чувства не оскорблены этим текстом. Говорят, автор христианка. Значит, так она видит. Увы.
Мы все разные (что само по себе хорошо). И тут еще одно главное: кто-то сочтет себя обиженным. И, возможно, отправит (или уже отправил) этот текст в правоохранительные органы. Об этом, насколько я понимаю, и пытался предупредить автора батюшка, которые написал личное письмо, ставшее потом общим достоянием.
Я очень надеюсь, что этого (передачи текста в органы) не произойдет.
…Ведь когда Господь творил человека Словом, Он использовал совсем другую лексику. Правда».
Под постом задал вопрос публицист, президент БФ «Предание» Владимир Берхин:
“Я правильно понимаю, что жалобу на этот текст в органы вы рассматриваете как поступок нехристианский?”
Владимир Легойда ответил однозначно: “Я — да”.
Писатель, президент “МедиаСоюза” Елена Зелинская также подчеркнула, что спор о границах допустимости текста невозможен в ситуации угроз: «Весь этот спор о художественных особенностях текста вполне заслуживал бы дискуссии, если бы в нем не присутствовала возможность и угроза передать в органы. Для меня на этом месте все дискуссии заканчиваются».