25 июня 2011 года в Марфо-Мариинской обители милосердия состоялся Всероссийский съезд руководителей реабилитационных центров «Создание национальной системы реабилитации наркозависимых».
Как лечить наркоманов? Надо ли вводить уголовную ответственность за употребление наркотиков? Почему церковные реабилитационные центры успешнее светских? – эти и многие другие вопросы обсуждались в ходе съезда.
Портал «Правмир» представляет выступление председателя Государственного антинаркотического комитета В.П. Иванова.
Уважаемые коллеги!
Сегодня проблема наркомании поднята руководством страны на беспрецедентно высокий уровень. Год назад Указом Президента Российской Федерации утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики.
18 апреля 2011 года состоялся президиум Государственного совета, посвященный теме противодействия наркопотреблению.
20 июня вышло постановление Правительства по мониторингу наркоситуации, который включает и оценку качества работы негосударственных реабилитационных центров.
Таким образом, получен мощный импульс для деятельности общественных организаций, занимающихся реабилитацией больных наркоманией. Вашу роль в построении национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых трудно переоценить.
Неслучайно, именно сегодня, в канун объявленного ООН Международного дня борьбы против наркотиков, мы проводим первый съезд руководителей негосударственных реабилитационных центров, в которых помогают людям, оказавшимся в наркотической зависимости.
Сегодня ваши организации стали важнейшей составной частью создающейся Национальной системы медико-социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых.
Ваши центры обеспечивают немедицинскую социальную реабилитацию больным, которые часто прошли лечение в государственных учреждениях, но еще психологически не готовы к возвращению в общество и нуждаются в личностном развитии, восстановлении и приобретении социальных навыков.
Сегодня задача государства связана с организацией полномасштабной поддержки негосударственных организаций в сфере реабилитации.
Это определяется абсолютно непропорциональными объёмами узко-медицинской и реабилитационной работы.
Руководство страны нацеливает нас на то, чтобы через несколько лет мы в результате консолидированных усилий федерального центра и регионов создали полноценную систему, где реабилитация станет основным видом деятельности.
На кардинальное изменение ситуации здесь нас нацеливает и утверждённая в июне прошлого года указом Президента Российской Федерации Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года и решения президиума Государственного совета от 18 апреля 2011 года «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи».
Одно из поручений Президента после президиума Госсовета – это широкое привлечение негосударственных реабилитационных центров к созданию национальной системы медико-социальной реабилитации и ресоциализации лиц, в том числе несовершеннолетних, прошедших курс лечения от наркотической зависимости.
Действительно, в основе национальной системы должно лежать государственно-общественное партнерство, соединяющее в себе, с одной стороны, государственный заказ на социальную реабилитацию наркозависимых и контроль над исполнением этого заказа, а с другой стороны, творческую инициативу, личностный потенциал, уникальный опыт служения и милосердия общественных организаций.
В национальную сеть должны войти лучшие реабилитационные центры страны как государственные, так и негосударственные, а главным критерием отбора таких центров должно стать качество предоставляемых ими услуг, эффективность и безопасность процессов социальной реабилитации.
В рамках этого поручения сформулирована задача разработать механизм государственной поддержки общественных и религиозных организаций, успешно занимающихся воспитанием, социализацией молодёжи, профилактикой наркомании и реабилитационной деятельностью.
Для решения этих задач нужно опираться как на зарубежный, так и на отечественный опыт.
Практически во всех странах, столкнувшихся с проблемой наркомании, действуют неправительственные организации, занимающиеся реабилитацией и ресоциализацией наркопотребителей. Во всех этих странах государство с помощью тех или иных механизмов осуществляет финансовую поддержку таких организаций.
С другой стороны, во многих субъектах Российской Федерации также наработан значительный опыт взаимодействия с неправительственными некоммерческими организациями, занимающимися реабилитацией, и их финансовой поддержкой. При разработке проекта национальной системы реабилитации и ресоциализации представляется необходимым тщательно проанализировать как российский, так и зарубежный опыт в этой сфере.
Одним из наших основных партнеров в этой сфере является Русская Православная церковь, которая основала более 40 реабилитационных центров для реабилитации наркозависимых. Один из них – «Саперное» Санкт-Петербургской епархии, который возглавляет протоиерей Сергий Бельков, — на днях отпраздновал 15-тилетие со дня своего основания. За это время центр помог более 500 человек излечиться от наркозависимости. Конечно, в масштабах России число это невелико, но распространение практики и рост числа подобных центров способно дать мощный импульс построению национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых.
В декабре прошлого года между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью подписано Соглашение о взаимодействии. Действует совместная рабочая группа. Собственно, и проведение сегодняшнего съезда явилось результатом нашего соработничества, так как нашей общей целью является количественное и качественное развитие реабилитации и ресоциализации в стране.
Одной из ближайших задач в сфере реабилитации наркоманов является разработка национальных стандартов предоставления услуг по социальной реабилитации и ресоциализации.
В декабре прошлого года мы провели выездное совещание в Ханты-Мансийском автономном округе, на котором обсуждался опыт автономного округа по разработке государственных стандартов социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях. Такой опыт надо всяческим изучать в других субъектах Федерации и создавать свои региональные системы стандартизации.
В мае этого года состоялось выездное совещание в Ставрополе. Перед заседанием мы посетили Спасо-Преображенский реабилитационный центр, который занимается реабилитацией наркозависимых под эгидой Русской Православной Церкви, и ознакомились с его деятельностью.
Данный реабилитационный центр, являющийся, по сути, целой сетью из 7 филиалов на юге России, – безусловное достижение Ставропольского края в сфере антинаркотической деятельности. Он сертифицирован в соответствии с системой добровольной сертификации, организованной НИЦ ФСКН России совместно с Институтом демографии, миграции и регионального развития.
Особенность Национальной системы реабилитации и ресоциализации заключается в ее трех тесно связанных между собой основных этапах:
• выявление наркозависимых и вовлечение их в реабилитацию;
• стационарная и амбулаторная реабилитация;
• постреабилитационное сопровождение и ресоциализация.
Следующим этапом государственных мер по реализации антинаркотической политики должна стать разработка региональных и муниципальных антинаркотических программ и стратегий, которые бы продолжали и наполняли конкретным содержанием направления, заданные Стратегией государственной антинаркотической политики.
В каждом федеральном округе должен быть создан модельный центровой реабилитационный центр, с которым должны быть установлены связи со стороны антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, входящих в данный округ. При этом в каждом субъекте Российской Федерации должен быть сформирован реестр реабилитационных центров, действующих на территории этого субъекта.
Представляется целесообразным также периодически рассматривать на заседаниях антинаркотических комиссий деятельность этих реабилитационных центров и предусмотреть в рамках региональных антинаркотических программ меры по их поддержке и развитию.
Интересным здесь представляется опыт Иркутской области, в которой значительная часть принятой антинаркотической комиссией антинаркотической программы направлена на финансовую поддержку именно таких реабилитационных центров.
В число мер государственной поддержки следует включить меры их организационно-правовой, финансовой и научно-методической и кадровой поддержки, а также организацию медицинского сопровождения процесса реабилитации, проходящего в немедицинских учреждениях.
Особым цинизмом наркодельцов является втягивание именно молодых ребят в употребление наркотиков, поэтому краеугольным камнем государственной антинаркотической политики должно быть целенаправленное вовлечение наркопотребителей в реабилитацию. И здесь пока, к сожалению, государство сильно проигрывает наркомафии.
Сегодня общество не справляется с распространением наркомании, так как нет механизмов побуждения наркопотребителя к лечению. Уже на этапе выявления должен включаться механизм, создающий ситуацию или условия для наркопотребителя инициировать мотивацию к прохождению полноценного курса освобождения от смертельной зависимости.
Это ключевой момент, так как именно его решение создаст организационно-правовой механизм запуска процесса излечения многих тысяч наркопотребителей.
Кроме того, этот значительный контингент наркопотребителей уже на стадии излечения будет исключаться из процесса эпидемического распространения наркомании среди ещё непоражённой молодёжи.
В нынешней же правовой системе они остаются в молодёжной среде, продолжая процесс наркоинфицирования своих сверстников.
Оставляя же на усмотрение самого наркомана принятие решения о прохождении лечения, мы, по сути, уповаем на его разум, пораженный психиатрической зависимостью от наркотика и патологическим желанием вновь и вновь получать удовольствие.
Выполняя поручения Президента, ФСКН России подготовлен законопроект об ужесточении административной ответственности и о введении уголовной ответственности за систематическое немедицинское потребление наркотиков. Он предоставит возможность заменить уголовное наказание альтернативным прохождением полноценного курса избавления от наркотической зависимости.
Законопроект сейчас проходит согласование в ведомствах-соисполнителях. Эти и другие вопросы хода реализации поручение Президента были рассмотрены на заседании Государственного Антинаркотического комитета 21 июня.
Вовлечение наркоманов в реабилитацию должно сопровождаться выявлением и разрушением наркоцепочки, последним звеном которой он сам и является, поэтому вопрос реабилитации не может быть отнесен только к сфере сокращения спроса на наркотики – он должен быть тесно связан с полицейскими мерами. Реабилитационные центры должны работать в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами.
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и аппарат Государственного антинаркотического комитета всегда поддерживали и будут поддерживать деятельность негосударственных центров социальной реабилитации. Если у кого-то есть проблемы с нашими региональными органами – прошу обращаться ко мне, будем внимательно рассматривать каждую ситуацию и находить решения.
Система реабилитации не может и не должна быть чисто ведомственной, она должна быть построена на стыке компетенций разных министерств, ведомств, всего гражданского общества в целом, и ключевым звеном здесь является субъект федерации.
Антинаркотические комиссии призваны координировать деятельность существующих реабилитационных центров, а также поддерживать некоммерческие антинаркотические организации и волонтерские движения, поддерживающие «здоровый климат в регионе», востребующие бывших наркозависимых и создающих для них условия и траектории личностного роста и самореализации, осуществляющие постреабилитационное сопровождение.
Один из самых сложных моментов – это организация именно постреабилитационной работы. Тут в ближайшие годы необходим серьезный прорыв и новые технологии межведомственного взаимодействия.
Госзаказ на ресоциализацию включает деятельность по созданию рабочих мест, экономического и правового мотивирования работодателей на создание рабочих мест и трудоустройство прошедших реабилитацию и преодолевших зависимость молодых людей.
Благодарю за внимание и желаю съезду успешной работы.