Ребенок боится идти в туалет. Как ему помочь?
Вопрос: Почему ребенок, которому уже пять лет, сдерживает позывы в туалет, терпит до последнего, не признается, что хочет?
Тренируйте смелость
Потенциально есть три причины, которые могут вынуждать ребенка так поступать.
Первая причина — страх. Ребенок когда-то пережил неприятные ощущения, испытал боль или раздражение. И теперь ему страшно, что он вновь почувствует дискомфорт.
Пугать ребенка может также само помещение. Туалет даже в нашем собственном доме может быть связан с понятием о чем-то грязном. В этом маленьком пространстве всегда много звуков, например, громкий шум воды в трубах.
Разных детей пугает разное. Многим даже в пять-шесть лет страшно оставаться одним в комнате. А страх оказаться одному за закрытой дверью в небольшом помещении, полном разных звуков, может быть очень сильным. Это не стоит рассматривать как проблему, скорее такой страх — вариант нормы.
Поработайте со смелостью. Возможно, проблему стоит обсудить в развернутой терапевтической беседе с психологом, который предложит варианты решения.
Один из способов, который может сработать — давать ребенку с собой талисман смелости.
Спросите, кто самый отважный и мужественный из его игрушек? Эту игрушку можно брать с собой в туалет, чтобы она придавала смелости.
Обсудите ситуацию. Узнайте, будет ли ребенку легче, если кто-то будет стоять сразу за дверью или если она будет не до конца закрыта.
Вообще, всегда хорошо думать над маленькими шагами. Например, договориться сначала находиться в туалете с полностью открытой дверью, потом с закрытой наполовину, наконец, оставлять маленькую щелочку. В целом это очень полезный навык — разговаривать про самые разные страхи и находить способ тренировать смелость. Важно научить ребенка думать про себя: «Хотя мне пока страшно, я учусь тренировать смелость и не так сильно слушаться своего страха».
Договоритесь о кодовом слове
Вторая причина — стыд. Например, ребенку по какой-то причине неловко попроситься в туалет. Например, он стесняется взаимодействовать с другими людьми по поводу этого интимного момента. Или ему может быть стыдно попросить включить свет в помещении. Он же уже взрослый!
Договоритесь с ребенком — на вашем месте может быть любая другая ключевая фигура: воспитатель, учитель — об условном обозначении. Это может быть некое кодовое слово, которое станет для всех сигналом. Если ребенок говорит: «табуретка», берет и показывает фломастер, производит любое другое действие, о котором договорились — для взрослого будет значить: «я хочу в туалет».
Если думать не о симптоме и локальной причине, а рассуждать стратегически о том, как снизить уровень стыда, то очень полезными оказываются некоторые психотерапевтические подходы. Одним из рабочих является игротерапия. В ней ребенок может решиться поиграть на стыдные темы. Это серьезно снижает напряжение.
В моей практике многие дети, у которых есть трудности, связанные с туалетом, играют непосредственно в это. Их игрушки писают, какают. Кто-то проигрывает свое переживание по этому поводу в завуалированной форме. Не всегда сам ребенок понимает, что играет в это. Однако со стороны психотерапевту хорошо видно происходящее, главное, психолог способен помочь освободиться от лишней тревоги по такому малоприятному и сложному для семьи поводу.
Говорите об этом, как о погоде
А еще можно спокойно про это поговорить. Конечно, у многих взрослых есть неловкость на тему телесного низа, поэтому важно ею ребенка не заражать.
Прежде чем начать разговор, выдохните сами. Учитесь говорить об этом так, как если бы вы вели беседу о погоде или о породе собак.
Например, такой разговор можно построить по следующей схеме: «Слушай, я заметил, что тебе бывает неловко попроситься в туалет. Понимаю тебя. Мне тоже бывает неловко в каких-то ситуациях. Давай подумаем вместе, что тебе может тут помочь?»
Можно объяснить, что в семье, среди нас, не считается стыдным сообщить, что хочешь в туалет. Или рассказать про разные культуры. Для детей более старшего возраста разговор о том, как это происходит в других культурах, бывает по-настоящему увлекательным. Но даже в пять лет это может получиться хорошо и интересно.
Например, можно рассказать, что в деревне в вашем детстве не считалось, что мальчику, чтобы пописать, надо уединиться. Достаточно было просто отвернуться в сторону.
Такая беседа снимет излишнее напряжение и расшатает устойчивую конструкцию говорить о естественной для человека потребности уклончиво и завуалированно: «Пошла припудрить носик».
Так вы покажете, что попроситься в туалет не является чем-то стыдным, просто в нашей культуре мы договорились это прятать.
Перечислите слова, которыми вежливо и прилично об этом сообщить.
Учите сканировать свои потребности
Третья причина связана с телесным сознанием. Бывает, всем вокруг очевидно, что ребенок хочет в туалет, но сам он все еще этого не заметил. Может быть, на телесном уровне и ощущает, но в осознание это еще не пришло. Обычно здесь замешана нейрофизиология. Если ребенок в пять лет не очень хорошо ощущает, хочет ли в туалет, мы не можем прямо говорить о патологии, но предположить некоторые особенности развития стоит.
У кого-то нервная система более чувствительна, у кого-то менее. Здесь важно наблюдать за ребенком. Обычно это проявляется и в других сферах жизни. Например, он не умеет замечать, когда устал, когда у него промокли ноги, когда замерз и голоден. Родители при этом знают, что в среднем такого ребенка приходится контролировать извне чуть больше.
Порой неспособность слышать самого себя бывает связана с родительскими стратегиями. Когда родитель сверхчуткий, когда сильно заранее обо всем говорит, ребенок просто не научается понимать, что с ним происходит прямо сейчас. Как в анекдоте:
— Вася, пора домой.
— Мама, я замерз?
— Нет, родной, проголодался.
Такие ситуации встречаются сравнительно редко, но сбрасывать их со счетов не стоит.
И все-таки гораздо чаще некоторая зажатость и нечувствительность детей — следствие нейрофизиологических особенностей. В этом случае полезно поговорить с ребенком об этом и преподнести эту идею как некоторый навык.
Можно сказать: «Я обратил внимание, что ты не сразу замечаешь, когда хочешь в туалет. Давай подумаем, как этому научиться». Достаточно с определенной периодичностью сканировать свои потребности.
У психиатра Бена Фурмана есть пример. Так однажды он договорился со своим маленьким пациентом, что раз в час мальчик будет подходить к унитазу и спрашивать: «Унитаз-унитаз, ты хочешь мое пи-пи?» Это самая простая формула, через которую приобретается навык прислушаться к себе, понимать, хочешь ты в туалет или нет.
Идите маленькими шагами
Вообще, учить детей конкретным навыкам важно и непросто одновременно. Увы, не всегда у родителей получается сразу и без посторонней помощи научить ребенка преодолевать страх, коммуницировать с посторонними людьми, отслеживать потребности.
Бывает, довольно много времени уходит на понимание, какого навыка не хватает в принципе. Здесь помогут методики, одна из которых принадлежит упомянутому Бену Фурману — «Навыки ребенка». Она широко известна и применяется на практике в более чем тридцати странах.
Важно понимать, что любой навык у ребенка — это всегда путь. Путь предполагает шаги по определенному маршруту и не исключает препятствий. Если что-то вызывает у вас сомнения в поведении ребенка, создает трудности и неразрешимые проблемы, не пренебрегайте консультацией психолога. Он поможет и выявить проблему, и предложит методику для ее решения.
Иллюстрации: нейросеть Midjourney