Вопрос. Мой 10-летний сын очень рассеянный. Например, пришел из школы, пошел погулять и забыл, что тренировка в 18:00. Сам собирает портфель к школе, может забыть дневник или тетрадь. Учится при этом хорошо, одна четверка (то есть, речь не идет о том, что он не сделал домашнее задание и специально не взял тетрадь). В прошлом году забыл тетрадь по английскому со сделанным заданием, учитель поставила двойку. Как помочь ребенку быть собранным?
Ответ. Подобные истории случаются не только с детьми, но и со многими взрослыми. Это относится к дефициту навыков планирования дел и поддержания постоянство распорядка дня.
Составьте список дел
Что можно порекомендовать родителям? Помочь ребенку составлять список дел. Что он хочет сделать в течение дня, какие задачи выполнить? Если он забывает дневник, тетрадь, не сделал какое-то домашнее задание, то, соответственно, он пишет это в список своих дел.
Если у ребенка нет стабильности в расписании, режима дня, режима питания, то ему трудно. Ребенку нужны рутины, домашние обязанности (каждый день выносит мусор, например). Нужны постоянные дела (набор действий), которые повторяются изо дня в день. Включите их в список дел.
Проверяйте, что уже сделано
Конечно, родителю придется ребенка перепроверять. Например, в конце дня, когда он говорит, что все дела сделал, уточнить, действительно ли это так. И это не должно выглядеть как наказание. Не надо угрожать, мол, я проверю. Надо поддержать формирование нового поведения. Если родитель не будет в конце дня осуществлять проверку, согласно совместно разработанному списку дел, то ребенок это новое поведение не выработает.
Если родитель приходит вечером и понимает, что ребенок не собрал портфель, не написал задание в дневник или не положил тетрадь, не стоит самому это делать вместо ребенка. Лучшая тактика — встать рядом с ребенком и давать ему инструкцию: «ты открываешь дневник, берешь тетрадь…». Должна быть последовательность действий для ребенка — что делать. Родитель вербально сопровождает ребенка, но при этом тот все действия совершает сам. Тогда это будет иметь максимальный эффект.
Дайте ребенку навык самопроверки
В конце дня ребенку надо дать инструкцию, чтобы он сам проверил. Так вы запустите навык самопроверки. То есть, вы не сами проверяете, что ребенок сделал, а только говорите: «Иди проверь, все ли ты сделал согласно нашему списку дел».
Можно ввести «правило трех» — ребенок проверяет все не один раз, а три. И только после этого родитель осуществляет контроль. Это максимально эффективная схема, чтобы ребенок начал себя контролировать и поддерживать выполнение распорядка дня.
Ставьте будильники и напоминания
По поводу управления временем — стоит ставить ребенку будильники, напоминания. И звонить нужно не с претензиями: «Ну-ка, иди быстро на тренировку». Лучше спокойно напоминать: «У тебя тренировка, что нужно делать?» И тогда ребенок будет будет более мотивирован и заинтересован в исполнении договоренностей.