Вопрос: Сыну девять лет. Он постоянно грызет ногти. Ребенок спокойный, послушный, учится хорошо. Времени уделяю сыну достаточно, так как не работаю. Разговоры не помогают. Что делать?
Разберитесь в причинах
Когда ребенок грызет ногти, кусает губы или расковыривает ранки, можно предположить наличие у него психоэмоционального напряжения. Это значит, что справиться с переживаниями по какой-то причине не получается.
К неврозоподобным состояниям стоит относиться серьезно. У тревожности могут быть внешние и внутренние причины. К внутренним (биологическим) причинам относятся особенности нервной системы. Внешним (психологическим) фактором и источником тревожного состояния может стать среда и социальное окружение.
Если речь об особенностях нервной системы, достаточно получить консультацию психоневролога или психиатра. Эксперты помогут восстановить биохимический баланс, который по какой-то причине в организме нарушен.
Когда речь идет о внешних стрессовых факторах, родителям стоит проанализировать контекст, в котором растет ребенок. Например, ответить на вопрос: «Не произошло ли событие, которое повлияло на ребенка?» Часто причиной стресса становится переезд семьи из города в город, из района в район, переход в другую школу. Это ситуативные причины.
Но стресс может быть и хроническим. Неблагополучный климат в семье, нестабильное эмоциональное состояние родителей, воспитателей, педагогов, большая учебная или эмоциональная нагрузка, которую ребенок не выдерживает, — все это играет свою роль. Задача родителя – скорректировать воздействие внешних стрессовых факторов.
У некоторых детей еще не сформирован навык переработки переживаний чрезмерной интенсивности. С этим можно помочь.
Не осуждайте
Не ругаем, не осуждаем, не угрожаем. Если учесть, что навязчивое состояние возникает в момент напряжения, то любое замечание, осуждение, тем более гнев родителей лишь усугубят состояние ребенка.
Порой такое поведение, подкрепленное дополнительным вниманием со стороны взрослых, имеет любопытные последствия. «О, ругают, обращают на меня внимание, реагируют…» Бессознательно ребенок может использовать неврозоподобное поведение в ситуации, когда ему необходимо привлечь к себе внимание.
Рекомендация простая: уделяйте больше внимания желательному поведению. Например, когда играете, читаете вместе книги, гуляете в парке, хвалите, одобряйте, подчеркивайте успехи. Попробуйте игнорировать негативное поведение. Посмотрите, какие результаты это принесет.
Называйте эмоции
Развивайте эмоциональную осознанность. Учите ребенка дифференцировать свои эмоции. Начать можно с проговаривания того, что вы наблюдаете.
Например, ребенок грызет ногти. «О, вижу, сейчас ты волнуешься. Тебя что-то беспокоит, ты испытываешь тревогу?» Отзеркаливание состояний ребенка будет расширять его эмоциональную осознанность.
Называйте эмоции и чувства. Это станет первым вкладом в научение эмоциональной регуляции. Ведь перед тем, как что-то регулировать и чем-то управлять, необходимо разобраться, что именно.
Играйте в «Якорь»
Используйте психотерапевтические техники и приемы. Одна из самых распространенных — «Якорь» или «Возвращение в здесь и сейчас». Это игра на расширение осознанности.
Схема простая: 5-4-3-2-1. Попросите ребенка назвать вокруг себя пять предметов, четыре мысли, о которых сейчас он думает, подвигать тремя частями тела и описать три ощущения в нем, назвать два звука, которые он улавливает вокруг, и один запах. Результат будет зависеть от того, насколько внешняя среда ребенка сенсорно обогащена.
Здорово делать такие упражнения с детьми в парке на прогулке. По опыту скажу, каждодневные упражнения помогают ребенку научиться самонаблюдению.
Дышите, как морской еж
Существует масса детских дыхательных практик. Например, дыхание квадратом на четыре счета. Предложите ребенку поиграть в рыбку или морского ежа, который надувает щеки и задерживает дыхание. Вдох на четыре счета, задержка дыхания на четыре счета, выдох на четыре счета и вновь задержка дыхания. Достаточно три-четыре раза повторить упражнение, чтобы ребенок пришел в равновесие.
Старайтесь выполнять его вместе с ребенком. Это не только привнесет элемент игры, но поможет ребенку быстрее овладеть упражнением и сделать его своим.
Любые релаксационные игры, например игры по Джекобсону, хорошо работают для саморегуляции. Они полезны не только детям, но и взрослым. Простые упражнения можно делать в любое время дня и ночи, в парке, дома, на работе, в общественном транспорте. Попеременно напрягайте все группы мышц: руки, ноги, спину, шею, лицо. После напряжения автоматически наступает расслабление. Этот прием снимает как моторное напряжение, так и внутреннее, позволяя нормализовать состояние.
Купите антистресс
В ситуации, когда ребенок грызет ногти, полезно научить его замечать состояние и «заменять» его на игрушку антистресс. Объясните ребенку, что как только хочется погрызть ногти, стоит взять игрушку в руки и помять, покрутить, подергать ее.
Некоторым детям нравится игра в «волшебный рюкзачок». Помогите ребенку создать в его воображении волшебный рюкзачок с «инструментами», которые пригодятся, когда надо себе помочь. Например, если мне тревожно, я могу пойти и попеть, порисовать, поговорить с родными, порвать бумагу, наконец, вспомнить классное событие, когда мне было хорошо, а потом перенестись в него в своих мыслях. Совершая эти простые действия, ребенок отслеживает состояние, справляется с напряжением, стабилизируется.
Предложите ребенку ответить на вопрос: «Если бы инопланетянин с другой планеты увидел тебя сейчас, то как бы он описал то, что с тобой происходит, что ты чувствуешь?» Все перечисленное — маленькие шаги, которые помогут сформировать самодистанцирование при неврозоподобных состояниях. Главное, чего мы достигаем через упражнения — это не даем ребенку сливаться с тревогой, а учим его замечать и отделяться от нее.
Если совместные игры с родителями не получаются, можно обратиться за помощью к игротерапевтам. Игротерапия — прекрасный метод, при котором терапевт в безоценочной среде отражает, как диктор, все, что происходит с ребенком. Так формируется мета-позиция ребенка и способность наблюдать за собой.
Повышайте самооценку ребенка
Повышенная тревожность связана не столько с тревожным фоном или перевозбуждением. Она может быть следствием низкой самооценки. В этом случае важно чаще хвалить ребенка, поддерживать, давать ему автономию, через самостоятельность формировать ощущение «я многое могу сам».
Давайте простые и выполнимые поручения. В комплексе это будет влиять на общее состояние ребенка. Не лишним будет делать расслабляющие массажи и ванны с хвойными настоями.
Фото: freepik.com