Свободное время
У ребенка любого возраста — и дошкольника, и подростка — должно быть время на пробы и ошибки.
Происходит некое эмоциональное отчуждение, ребенок следует внешней мотивации, но ему сложно понять собственные смыслы в этой деятельности.
Самостоятельность
Если мы видим, что ребенок может какие-то задачи решать сам, он должен это делать. Ему нужна возможность делать выбор и нести за него ответственность. Самому делать что-то, возможно, неидеально, и видеть последствия — это тоже развитие целеполагания и мотивации.
Самооценка
Многочисленными исследованиями доказано, что самооценка напрямую влияет на мотивацию. Дети с низкой самооценкой склонны избегать неудач и не стремиться к достижениям.
Мы закладываем самооценку практически с рождения. Адекватная поддержка — то, как мы объясняем ребенку его успехи и связываем их с усилиями, которые он прикладывает, то, как мы помогаем осознавать себя и показываем: «Смотри — ты упорный, ты целую неделю готовился к выступлению, не побоялся выйти на сцену, и у тебя получилось». Проговорить это и помочь ребенку сделать связку (атрибуция между тем, что получилось, и тем, что ребенок делал для этого) — это помогает укреплять самооценку, в дальнейшем — мотивацию, ориентацию на достижения. <…>
Уважительное отношение ребенка к себе, осознание своих сильных сторон и так называемая высокая самоэффективность — это залог того, что человек в дальнейшем будет ставить перед собой адекватные цели, идти к ним и не разочаровываться, если даже встретит на пути ограничения, которые придется преодолевать.
Положительные эмоции
Радостный ребенок, как правило, много чего хочет. У него много желаний и идей. У него хорошо развито воображение.
Сила наших желаний, мотивов зависит от эмоционального статуса. Почему подростки часто ничего не хотят, апатия учебная нарастает? Часто это связано с подростковой депрессией, упадком сил на фоне гормональной перестройки.
Иногда дети растут в ситуации травмы, развода, сильных эмоциональных потрясений, ссор, скандалов. В полной мере их мотивация к познанию нового развиваться не будет, потому что базовая потребность в эмоциональной безопасности не закрыта. Сложно осваивать новое, все силы направлены на сохранение статус-кво.
Ценности семьи
Важно, чтобы ребенок был интегрирован в систему ценностей взрослых, которые его окружают в семье.
Вспомним наше детство, часто детям не создавали какую-то отдельную детскую жизнь, они много общались в кругу взрослых.
Я считаю, что это положительным образом влияло на формирование самомотивации: дети применяли какие-то роли, впитывали систему ценностей и подходы к целеполаганию родителей, видели, что их интересует, как они себя мотивируют, и, конечно, копировали эти подходы.
У детей, которые растут выключенными из системы семейных ценностей, абсолютно задетерминированная жизнь. Например, есть няня, которая полностью их обслуживает. Классический тип современного ребенка, «ребенок-проект» — его всем обеспечили, упаковали со всех сторон, у него расписание плотное, кружки. С точки зрения личности, он — использую такой термин — выключенный ребенок. В дальнейшем, когда эти подпорки, которые были рамкой его жизни, уйдут, выяснится, что у него нет ни ресурса, ни личностного потенциала для того, чтобы реализовывать собственные цели.
Привычки и рутина
Любого ребенка надо приучать к системе привычек и рутины. Произвольность в поведении банально натренировывается. В теории мы все обладаем ресурсом для развития волевых качеств. Но развиваются они не сами по себе. Они развиваются, когда ребенок сталкивается с задачами и требованиями, которые требуют включения волевого компонента.
Фото: pexels.com
Читайте также:
- «Я показываю ребёнку буквы, а он уползает» — ещё раз о раннем развитии
- «Начальник достал, клиенты замучили». Как не надо помогать ребенку выбирать профессию