Ребенок
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
Впереди новый учебный год, а дочь расстроена: опять математика! Что делать, если пока так и не получилось полюбить этот предмет, а скоро он станет только сложнее. На вопрос читательницы «Правмира» отвечает Лидия Бычкова, доцент факультета математики Высшей школы экономики. 

Вопрос. Всю начальную школу промучались с математикой. Дочь ее терпеть не могла. В пятом классе мы даже репетитора нанимали — не помогло. Скоро в шестой класс, дочка волнуется, что на математике будет еще сложнее. Как ей помочь?

Лидия Бычкова

Ответ. Все до 18 лет, а многие и до конца жизни любят предмет вместе с учителем, ничего с этим не сделаешь. Надо искать того, с кем дети согласны заглотить в том числе не очень симпатичное знание. Если мы видим, что ребенок стойко не любит предмет, это значит, что он стойко не любит еще того, кто с ним этим предметом занимается.

Кроме того, поскольку сейчас родители тревожные, то многие дети в школе занимаются с учителем, а дома занимаются с репетитором. Это — конец образованию этих детей. Все родители, которые меня слышат, и те, у которых я вызываю хоть каплю доверия, первым шагом должны отказаться от всех репетиторов, с которыми они делают домашние задания. Что бы ни было. Даже если после этого вас выгонят из вашей хорошей школы — это будет полезнее для будущего вашего ребенка, чем если вы с репетитором будете учиться в самой лучшей школе на лучшие оценки.

Репетитор — это просто учитель, который проходит свою сопрограмму. Даже если эти занятия ребенок любит — это ни о чем. Одна из очень важных вещей, кроме того, чтобы задавать вопросы — это разбираться в учебной ситуации по каждому предмету. Это определенный вызов, соответствующий возрасту.

Минусом нашего прекрасного математического образования я считаю недостаточный объем самостоятельной работы учащихся в школе.

А если у ребенка еще дома есть репетитор по выполнению домашних заданий, то самостоятельное проживание предмета у него убрано и из дома. И я не знаю, что делать дальше.

В наших школах большие объемы программ по сравнению со многими странами, поэтому учитель в школе хочет сделать быстрее и больше и как бы интенсифицирует за счет худшего — не дает детям самим разобраться в материале. «Я быстрее объясню, они быстрее запомнят, и мы быстрее пойдем вперед», — это нехорошая идея. Но если мы и дома не даем ребенку самому разобраться, то шансов у нас нет.

В общем, если ребенок не любит учителя, то лучше поменять на того, кого он полюбит. Но если он не любит предмет, то точно нужно убрать того, кто ему помогает дома — и дальше сами, как можем.

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Поскольку вы здесь...
    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
    Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
    Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.