Вопрос. Мне важно, чтобы ребенок выполнял просьбы. Например, «положи игрушку на место», «подойди ко мне», «не стучи по столу». Когда от ребенка можно начинать требовать послушания? Ругать ли за то, что не хочет слушаться?
Будьте стойкими и снисходительными
Осваивать правила и нормы поведения дети начинают еще в младшем дошкольном возрасте. Но детское послушание может быть непостоянным и неровным.
Маленькие дети могут игнорировать просьбы или проявлять сопротивление, временно не слушаться, но не потому, что хотят вас разозлить и показать, кто в доме хозяин. Психологи считают такое поведение нормальным и расценивают как часть развития ребенка.
Послушание напрямую зависит от двух вещей: от речи в самом широком смысле и того, насколько у ребенка развита произвольность.
Порой дети не реагируют на взрослого, не выполняют его просьбы, потому что элементарно не понимают, что от них требуют. Это не значит, что родитель говорит непонятно. Гораздо чаще это связано с недостаточной сформированностью понимания обращенной речи. До полутора лет все, что говорит взрослый, может быть слишком сложной инструкцией для ребенка. Сложная инструкция влечет за собой трудности с выполнением того, что от ребенка ждет родитель. На выходе имеем «непослушного» ребенка.
Произвольность — способность управлять собственным поведением, выстраивать его в соответствии с инструкциями и просьбами взрослого, а также владение эмоциональной регуляцией. Произвольность связана с созреванием определенных зон головного мозга и соответствующих этому процессов. Отвечают за нее лобные доли и фронтальная кора. Именно от качества функционирования этих зон мозга будет зависеть то, как ребенок станет принимать решения, насколько будет способен себя контролировать.
Мозг ребенка и отдельные его зоны формируются поступательно, а некоторые довольно долго. Главное, в каждом отдельном случае созревание будет происходить по индивидуальному маршруту.
Очевидно, что с каждым годом дети будут понимать взрослых все лучше и лучше, причем не только собственных родителей. Послушание будет становиться более стабильным. К пяти годам его можно уже ожидать. К этому моменту дети действительно хорошо понимают правила, а к семи годам окончательно. В этом смысле, родителям нужно быть терпеливыми. Так что первое, что хочется порекомендовать: учитесь стойкости и снисходительности.
Контролируйте свои эмоции
Обычно, когда родители жалуются на непослушание детей, психологи немалую часть работы посвящают коррекции ожиданий взрослых.
Почему нам важно, чтобы ребенок нас слушался? Почему мы настойчиво хотим, чтобы он был покладистым и удобным, не отсвечивал лишний раз и не вызывал в нас чувство неловкости? Какие наши страхи и переживания стоят за этим? Кто к нам предъявлял аналогичные требования? И что с нами бывало, если мы требования эти игнорировали?
Здесь родителю важно поработать со своими чувствами. Как минимум, попытаться распознать их. Что я испытываю сейчас: гнев, разочарование, усталость, растерянность, тревогу?
Как только вы разберетесь в природе собственного беспокойства, вы сможете снять какую-то часть накатившего на вас напряжения.
Бывает, в такие моменты всплывают воспоминания из детства и семейная история. Может оказаться, что ваши родители негодовали, когда вы были подростком и не слушались. Теперь, оказываясь в похожей ситуации, хотя перед вами совсем кроха, вы не способны выдержать аналогичные эмоции. Будто бы срабатывает привычный паттерн, ведь так же сложно было удержаться вашим родителям и не повысить голос при первых признаках неподчинения. Поэтому рекомендую себя контролировать, распознавать свои эмоции и понимать их природу.
Будьте последовательны и едины во мнении
Когда мы думаем о послушании, то считаем его абсолютным благом и признаком благополучия. Но забываем, что требование беспрекословного послушания может однажды привести к снижению самооценки, несамостоятельности и неумению за себя постоять.
Если человеком постоянно управлять, он разучится или не научится вообще принимать решения, отстаивать позицию и распознавать свои собственные желания. В конце концов, такой ребенок постоянно будет пытаться демонстрировать, что он хороший и заслуживает вашу любовь. Редко будет проявлять собственную волю, желания, а значит, не получит навыка принятия решения и ответственности.
Подавленный инстинкт к самостоятельности в подростковом возрасте играет с нами злую шутку. «Он все время лежит на диване и ничего не хочет, — говорят родители подростка. — Что мне делать, помогите?» Или другой вариант, когда во взрослом возрасте мы имеем трудоголика, который не может сказать «нет».
Помогать нужно на раннем этапе, воспитывая в ребенке активное послушание, то есть способность подчиняться авторитету родителей, но при этом уметь распознавать свои чувства и желания.
Настоящее послушание — это выполнение требований родителей, которые ребенок считает справедливыми и необходимыми. Например, в семье установлены определенные правила. Они не просто касаются всех членов семьи, но и всем в равной степени предъявляются.
Папа разрешает бардак в комнате, мультики по пять часов подряд и не есть суп в обед, а мама — запрещает. Так не работает! Единые требования влекут за собой признание необходимости их выполнения. Через это возникает уважение к старшим.
Следите за выполнением предъявляемых требований, ведь если сегодня что-то можно, а завтра уже нельзя, значит, следование правилам — вещь условная и необязательная. Отсюда и совет: будьте последовательны и едины в предъявляемых требованиях к детям.
Не спешите ругать
Когда мы делаем замечания детям в грубой, резкой и приказной форме, ребенок выполняет требования, причем оперативно. Но регуляция происходит у него не на уровне желания выполнить то, о чем просит мама, а на уровне страха и тревоги.
Стоит помнить о последствиях: на другой стороне весов будут отношения с ребенком и траектория их развития в будущем. Вместо уважения к нам он будет испытывать страх, обиду и агрессию. Ровно то, что чувствует любой человек, когда на него нападают.
Поэтому не ругайте детей. Ищите адекватный способ озвучить требования. Договаривайтесь, укрепляйте произвольность. Будьте настойчивы и едины в требованиях, но имейте терпение дождаться отклика. В случае с малышами, действительно, требуется и помощь, и подсказка, а главное — время.
Играйте в «стоп-игры»
В основе послушания все-таки лежит произвольность. Ее хорошо формируют любые «стоп-игры». Поиграйте в них с детьми!
«Море волнуется раз». Замираем в фигуре по команде ведущего и не шевелимся.
«Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» Идем к ведущему от черты и по команде «стоп» останавливаемся. Если ведущий замечает движение и шевеление, то проигравший возвращается на исходную позицию.
«Животные». Договариваемся о стоп-слове, например, им будет любое животное. Перечисляем любые предметы. Ребенок должен их повторять. Но как только слышит название животного, должен хлопнуть в ладоши.
Этих трех простых игр достаточно. Через какое-то время ребенок не только научится контролировать свое тело и не шевелиться при слове «стоп», но и станет более внимательным, у него будет развиваться слух и память. И он всегда откликнется на мамину просьбу: «Положи, миленький, игрушки на место!»