Вопрос. Семилетний ребенок разговаривает со взрослыми как со своими сверстниками. При ссоре или во время бурного веселья подтрунивает, грубит, огрызается, неуместно шутит. Что в голове, то и на языке. Бабушки обижаются, обвиняют в невоспитанности. Я как мама вижу, что сын чувствует себя свободно и говорит на равных, но при этом грубо и невежливо. Разговоры и примеры пока ничего не меняют. Как донести до ребенка, что в разных социальных кругах используется свой язык?
Ответ. Для начала надо просто поговорить с ребенком и понять, в чем смысл такого поведения. Тут есть разные варианты. Самое простое — он хочет привлечь внимание. Но его не слушают и поэтому мальчик прибегает к таким мерам. Что он хочет? Продемонстрировать, что находится на таком же уровне, как и взрослый. Если это так — ребенку нужно дать пространство, показать, когда будет уместна такая реакция.
Если он хочет быть на равных со взрослыми, заявить, что у него есть авторитет и он хочет уважения, то тут задача родителей объяснить, что хамством и грубостью такого отношения точно не добиться.
Такое поведение также возможно, когда у ребенка нет понятия иерархии. Когда родитель выступает не в роли наставника, а как друг или приятель. И если мама или папа позволяют обращаться с собой как с приятелями, то и с их друзьями-взрослыми ребенок будет демонстрировать такое поведение. Именно потому, что он так привык общаться со взрослыми.
Другой вариант — есть люди, у которых отсутствует чувствительность к социальным ситуациям. Может быть, и у вас растет такой человек, у которого есть сложности в социальной компетентности. Такие люди не понимают, в каких случаях можно шутить, а в каких нет. Из-за этого со стороны они могут выглядеть грубиянами.
По мнению мамы, разговоры, которые она на этот счет ведет с ребенком, ничего не меняют. В чем причина? Он соглашается и делает все наоборот? Если мама 10 тысяч раз ребенка приучала к одному, а результата нет, то, возможно, нужно посетить психолога и понять, почему же слова не действуют. Такое бывает, например, при расстройствах аутистического спектра. Люди не чувствуют социальный контекст и начинают вести себя непонятно. Они не знают, где можно шутить, а где нельзя, где можно делать комментарии, а где лучше промолчать.
Но дети, тем более в 7 лет, не с первого раза усваивают информацию. Со взрослыми-то не всегда мы можем договориться. А с детьми это гораздо сложнее.
А бабушке не надо обижаться и обвинять ребенка. Лучше разбираться с причинами и думать о том, как можно повлиять на такое поведение конструктивно.
Возможно, ребенка можно мотивировать на социальное поведение бонусами. Ведет себя послушно, вежливо — получает подарок. И ребенок учится потихоньку перестраиваться. Но это кропотливая работа.