У вашего сына или дочери проблемы с математикой? Пожалуйста, не переставайте из-за этого любить ребенка. Это всего лишь оценки, всего лишь предмет, всего лишь этап. И на этом этапе вашему чуду нужна помощь.
Не нагнетайте
Уберите панику и причитания в стиле «какой кошмар, Виринея опять написала контрольную на два, да что же это такое, да как же так» от всех членов семьи. Даже коту скажите, чтоб не нагнетал. Написала и написала, мир рушится, что ли?
Вместо этого попробуйте задать очень важный вопрос: «как я могу тебе помочь?» и внимательно послушайте ответ. Возможно, в первую секунду он будет «никак!», но осознание вопроса придет к подростку чуть позже и ответ может появиться.
Покажите, что вы тоже ошибаетесь
Родители ведь так любят ругать за тройки, но почему-то забыли, что у них у самих тройка в аттестате. А теперь давайте максимально честно: вам эта тройка испортила жизнь? Помешала чем-то? Вот именно эта тройка по математике. Расскажите об этом своему сокровищу за чаем. Расскажите свою историю, что не получалось у вас, как тяжело шел вышмат, как не получались задачи на движение в четвертом классе (они ведь не получались, признавайтесь).
Скажите честно, почему вы хотите, чтобы у него все получилось. По душам, по-настоящему. Попросите прощения за то, что ругали и не понимали его, что забыли, как самим бывало тяжело в школе. Это очень важный шаг и он ломает самые толстые стены между вами. Вспомните его успехи, вспомните, как он выиграл грамоту в первом классе, как участвовал в конкурсе кенгуру, как решил ту сложную задачу, над которой папа думал еще два дня. Уверена, вам есть что сказать. Скажите. И еще раз спросите, чем ему сейчас помочь. Может, ребенок сейчас откроется вам:
— расскажет о том, что учитель в школе злая и не любит его — идите к учителю, директору, проясняйте по-человечески ситуацию или переходите в другой класс, другую школу,
— расскажет о том, что с этим репетитором тяжело (если есть) — поменяйте, спросите, с кем ему хотелось бы общаться. Помните, что поменять репетитора — это нормально! Многие думают «ну, мы же уже занимаемся… неудобно» и все такое. Удобно. И удобнее всего то, что всем от этого станет лучше: и вам, и ребенку, и репетитору. Нам не дано всем нравиться, с кем-то не получается психологический контакт и любимые методы не работают. Так бывает.
— расскажет о том, что дело вовсе не в математике, а в том, что в классе его обижают и все теперь не получается — предложите рассмотреть вариант перехода в другой класс/школу, на семейное образование, на заочную форму.
Попросите помощи у школы
Подойдите к школьному учителю, завучу, директору, объясните ситуацию, попросите помощи. Они не звери. И в большинстве случае хотят и готовы протянуть вам руку. Снизить для ребенка немного нагрузку, дать индивидуальное домашнее задание по слабым темам, отсрочить контрольную на неделю.
Заинтересуйте ребенка наукой
Начните искать для ребенка человека с горящими глазами, который своим примером сдвинет что-то с мертвой точки. Это не быстрый процесс. Но вы найдете. Это может быть школьник-олимпиадник, на класс выше или даже одноклассник, ваш сосед по улице, коллега по кружку — попросите позаниматься его с вашим ребенком, а заодно заработать на самокат. Это может быть интересный канал на ютубе, где объясняют, как устроен наш мир. Из прям математика-математики мне нравятся лекции Алексея Савватеева, попробуйте. А из научно-популярного: курилка Гутенберга, Постнаука. Смотрите разные видео, оценивайте, что заинтересовало ребенка, а что нет.
Это может быть тот самый кружок по математике, но идите туда даже не с целью что-то прям порешать, а просто пообщаться и посмотреть на ребят, на задачи, на преподавателей. Заинтересованное окружение очень мотивирует! Сходите на научные лекции, которые читают крутые ученые. Лекции можно найти у проекта Т&Р или 15*4.
Помните: чтобы заинтересовать и замотивировать ребенка, вы сами должны быть заинтересованы! Но не в оценках, а в самой науке.
Помогите ему поверить в себя
Ребенку нужна помощь, осознайте это. Когда предмет понятен — им гораздо легче интересоваться. Наиболее частые проблемы с мотивацией идут от того, что ничего не получается. Когда станет полегче решать задачи, подтянется уверенность в себе и предмет перестанет быть столь ненавистным.
Пригласите позитивного репетитора без замашек в стиле «ну как это можно не понимать?! Я тебе уже в десятый раз повторяю» — в одиннадцатый повторишь, не обломишься. Супер крутизна репетитора вам сейчас не важна. Вам нужен контакт. Важно, чтобы ребенок не боялся спросить, не боялся показать, что что-то не получается. Многие преподаватели выглядят так грозно, что даже уверенный в себе взрослый побоится спросить. А уж затюканный математикой ребенок? Ищите специалиста, который работает с такими ребятами. Помощника. Друга. Не Марию Ивановну, у которой ЕГЭ сдают на 95+, не своего школьного учителя (а лучше не школьного учителя вообще). А активного, дружелюбного и позитивного профессионала, который специализируется на репетиторстве.
Расскажите, зачем нам математика
…Для этого я рекомендую вместе прочитать книгу «Кому нужна математика. Понятная книга о том, как устроен цифровой мир». Она не для младших школьников, но взрослому человеку доступно ее перефразировать так, чтобы понял и первоклассник. Обсудите, как темы, которые изучаются в школьной программе, помогают в реальном мире. Что по экспоненте растут банковские вклады и распадается уран. Что математическое моделирование в медицине — это как Лего, только вместо кирпичиков там данные о состоянии систем организма и сложные формулы. Что торренты — это как задачка по математике: домашку сделал один человек в классе, за перемену надо всем списать, а в классе 30 учеников. Одновременно списывать могут только два человека. Это займет 3 минуты, а в перемене 15 минут. Получается, успеют только 10 человек. Что делать? Обычная задачка, коих много, про сырники и блинчики была похожая, помните? А ведь по сути, это принцип действия сервисов по обмену файлами.
Завершайте занятие успехом
Делайте занятие коротким (20—40 минут) и ставьте на каждое занятие маленькие цели. Не надо «мы сегодня с тобой разберем все функции!» — оптимистично, но в то же время недостижимо и звучит страшно. Хочется широко раскрыть глаза и убежать.
Разбивайте каждую тему еще на 3–4. Не торопите события. Научитесь строить график квадратичной функции и успокойтесь на этом на сегодня. Решите еще необычную задачу про фермера, который огораживает забором капусту от коз, расслабьтесь и на этой позитивной ноте закончите.
Всегда завершайте занятие задачей, которая ребенку по зубам. Приятной логической или из той темы, которую ученик знает хорошо. Это оставляет впечатление спокойствия и гордости. А ведь именно это нам и нужно.
Учитесь в кафе, парке и других необычных местах
Занимайтесь в необычном месте. Выйдите на улицу с бумагой и планшетом, сядьте в уютном кафе, сходите на лекцию и обсудите ее потом. Ребенка, у которого страх перед учебой, нет нужды в очередной раз загонять в рамки, и усаживать на привычный стул за тот самый стол, где так много всего не получалось. Идите за новый стол! И пусть здесь все получится. Ищите самые учебные места: вот в этом кафе мне прям легко было, а здесь как-то не пошло. Кафе виновато.
Попробуйте советские учебники
Там иная подача материала, там не нужно было самостоятельно выводить принципы, там было четкое правило, последовательность действий и пример. Возможно, на этом этапе такой подход будет комфортнее. Еще можно попробовать интерактивную подачу материала, как на сайте учи.ру, например.
Повторяйте. Много!
С первого-второго раза запоминают и понимают очень немногие. Когда принцип осознан, используйте разные вариации задания: текстовая задача, решение уравнения, раскрытие скобок, график, игра с поиском кода из корней, еще раз задача. И продолжайте до тех пор, пока ребенок самостоятельно не выполнит предложенные задачи. Если вам еще необходимо задавать уточняющие вопросы и направлять — тема не усвоена, не идите дальше. Эти мелкие недопонимания потом в итоге превращаются именно в то, что вы имеете сейчас. Не идите этим же путем. Какой критерий лучше всего определяет квалификацию хирурга? Не репутация, не университет, а количество успешно проведенных операций. Практика.
И самое главное: ваша помощь, поддержка и любовь творят чудеса. Оставайтесь мамой и папой в первую очередь.
Успехов вам! Обнимаю!
Источник: Facebook Яны Полянских