Ребенок получает двойки, а от репетиторов нет толку. Что делать?
Вопрос. Моему ребенку тринадцать лет, с четырех лет он живет в нашей приемной семье. У него были проблемы логопедического характера, гиперактивность. С 1-го класса были трудности с домашним заданием, успеваемость стала хуже после перехода в среднее звено.
Сейчас ребенок учится по обычной программе в 7-м классе. У него нет мотивации, по большинству предметов — «2» и «3». Постоянно на репетиторстве, но без особого эффекта. На уроках демонстративно игнорирует учебу. Мы с самого начала контролировали гаджеты. Телевизора и компьютера дома нет, так как нет возможности ограничить их использование, если ребенок дома один.
Консультировались с психиатром и нейропсихологом. Сказали — учиться может, но не хочет, психо-волевые нарушения, точки приложения работы с ребенком нет, если сам не захочет. [Посоветовали] меры воздействия — страх и манипулировать удовольствиями. Подскажите, что еще можно предпринять.
Ответ. Что мы видим сразу — родители реально хотят, чтобы ребенок учился. И это их образ правильного и хорошего ребенка — ребенок-учащийся. Гаджеты изначально контролировались, телевизора и компьютера дома нет. То есть ребенка лишают всего, взамен этого предлагая учебу.
Мы видим, что есть репетиторство, нет эффекта, но оно все равно продолжается. По-моему, здесь есть прямой резон задуматься — если мы что-то делаем, а оно не работает, делаем ли мы правильные вещи.
Возникает несколько вопросов. Первое — а что вообще интересно ребенку, чего он хочет сам? Интересуются ли этим родители? Дальше — что они с этим делают?
Надо найти что-то, что ребенку бы нравилось, чтобы ему хотелось делать, что было бы разрешено еще и родителями. Потому что, если они его лишают всего, оставляя только репетиторов и учебу — ну ни один человек без каких-то удовольствий жить не сможет. И в том числе этот ребенок.
Мы видим, что на уроках этот ребенок демонстративно игнорирует учебу. Не учится никаким образом — ни с репетиторами, нигде. То есть он активно сопротивляется. При этом родители на него воздействуют при помощи третьих лиц — психологов, нейропсихологов, психиатров, репетиторов.
Соответственно первое, что надо сделать — понять, что ребенок хочет и что ему интересно. И начинать давать ему это. Потому что человек, который живет в вакууме, в котором существуют только репетиторы и учеба, учеба, учеба, и все усилия направлены на то, чтобы он учился, так долго не выдержит.
Если сейчас человек просто манкирует всеми этими занятиями, то дальше он начнет делать что-то более демонстративное. Дальше могут начаться побеги, протестное поведение, которое может выражаться в полном игнорировании любых требований, в том числе гигиенических и всех остальных. У него такой возраст сейчас — 7-й класс.
Родителям нужно работать над восстановлением привязанности и взаимоотношений с ребенком. Сейчас детско-родительские отношения нарушены, как и восприятие ребенка как субъекта. В вопросе я не увидела, а что именно интересно ребенку, чего он сам хочет. Есть ли с ним этот контакт и уважение к его желаниям.
Родители просят совета — что именно сделать, чтобы ребенок начал учиться. Ответ — ничего. Он сейчас не начнет учиться, потому что он не хочет и видит в этом элемент насилия. Поэтому я бы предложила на данном этапе оставить в покое учебу и заняться взаимоотношениями с ребенком.
Если есть возможность — нужно пойти к психологу. Если нет — почитать литературу. Посоветовала бы найти онлайн или офлайн группу «На равных». Там обсуждаются вопросы мотивации ребенка и родительских взаимоотношений.
Нужно начать разговаривать с ребенком. Что ему нравится, что не нравится — помимо учебы. Поставить до Нового года срок — учебой не заниматься никак. Отложить репетиторов. Услышать ребенка. Выбрать занятие, которое ему нравится, даже если оно будет связано с гаджетами и интернетом.
Фото: freepik.com