Вопрос. Что делать родителям, если ребенок получил двойку или тройку? Дочь учится во втором классе, ей тяжело дается математика, она расстраивается из-за этого, плачет. Не знаю, стоит ли ее ругать…
Ответ. Отношение к оценкам должно быть спокойным. Бурная реакция детей на негативную оценку и стремление иметь только высокие баллы — это то, что сформировали родители. Ребенок с этим не рождается.
Многие родители говорят еще до школы: «Пойдешь в первый класс, будешь отличником». Чаще это случается с девочками. Ей сказали быть отличницей, она старается, прямо из сил выбивается, не всегда это получается. Очень часто это доводит детей до тяжелейших неврозов.
Есть даже такой «синдром отличника» — это жуткая ситуация, когда ребенку важна оценка — не знания, не удовольствие от познания, не удовлетворение от того, что узнал новое или у тебя что-то получилось. Я немало видела таких детей, которые буквально выпрашивают оценки.
Это неприятные люди и в дальнейшем, потому что они всегда не удовлетворены собой, их обязательно должны хвалить все окружающие, им всегда должны вокруг ставить пятерки.
Вообще, так в жизни не бывает, когда все на пять. Это не нормально на самом деле. У ребенка могут быть разные оценки.
Мне всегда говорили: «Ты учишься для себя, это твои оценки. Хочешь иметь хорошие — работаешь. Не хочешь — это твой выбор». И нормальное отношение к оценкам нужно показать уже в начальной школе. В пятом уже поздно начинать, потому что у детей уже реакция такая, которую мы сформировали.
Наше спокойное отношение к оценкам — да, бывают двойки, но надо разобрать, почему. Без истерики, без скандала, без «я тебя предупреждала». Лучше сказать так: «Давай разберемся. Если нужно помочь, я готова. Если я не могу, значит, мы попросим тетю, дядю, специалиста и так далее».
Нет ситуаций, которые в этом плане нельзя разрешить. Если не умеешь, значит, надо научиться, для этого человек и учится. Когда он учится, бывают неудачи, нормально. Если вы будете так относиться, то к пятому классу не будет этого фетишизма с пятеркой, не будет истерик, что нет отличных отметок.