Ребенок постоянно получает плохие оценки. Как понять, в чем причина?
Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com
Как помочь ребенку, если у него проблемы с учебой — не дается математика или, например, в диктанте по 10 ошибок? На этот вопрос отвечает тьютор Ирина Чаузова.

Ирина Чаузова

Вопрос. У ребенка проблемы в школе, он часто получает «двойки» и «тройки». Как понять, в чем причина?

Ответ: Дети разного возраста по-разному относятся к учебе. В начальной школе ведущая деятельность человека — учебная. Дети очень любознательны, хотят узнавать новое, учиться. 

В подростковый период ведущая деятельность — коммуникация. Фокус внимания смещается на общение, ребенок пытается понять себя и самоопределиться. Учеба отходит на второй план, это естественный процесс. 

К старшему школьному возрасту подросток становится более осознанным. Если с ним к 10–11 классу была проведена грамотная педагогическая работа, он уже готов определяться с профессией, ставить себе цели в учебе, готовиться к поступлению в вуз. 

К сожалению, наша система образования не учитывает меняющиеся потребности ребенка. И именно это чаще всего становится причиной школьной неуспешности.

В начальной школе дети редко плохо учатся. У них в этом возрасте много энтузиазма узнавать новое.

Если же на старте появляются проблемы, то наиболее вероятно, что это связано с психологической неготовностью к школе. Сейчас детей часто отдают учиться в 6–6,5 лет. Но в этом возрасте психика еще не дозрела до выполнения школьных требований — высидеть урок, физически держать позу за партой, надолго концентрировать внимание. Это связано с тем, что в дошкольном возрасте дети часто посещают развивающие занятия, где их учат школьным знаниям первого класса, тогда как до 6–7 лет акцент больше должен быть на свободной игре и активном движении. Также ребенку может не нравиться в школе, если уроки проходят в скучном формате, с монотонным рассказом учителя, без игровых элементов. 

Иногда сложности связаны с тем, что у ребенка есть особенности развития или здоровья — например, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства аутистического спектра, дислексия, дисграфия, дискалькулия. Эти нарушения бывает сложно распознать в начальной школе из-за перегруженности педагогов или отсутствия нужного специалиста. Если заметить подобные состояния удается, то в некоторых случаях ребенок может учиться по специальной, адаптированной программе. Важно создать благоприятную среду с учетом особенностей школьника.

Достаточно редко, но все же встречаются случаи, когда ребенок плохо учится из-за стресса: например, он может болезненно переживать непростую семейную ситуацию.

В подростковом возрасте могут быть другие сложности. Самый частый запрос родителей подростков: «Он ничего не хочет делать, ему ничего не интересно». Какие могут быть причины? 

Во-первых, в 11–14 лет интересы ребенка сосредоточены на общении, учеба второстепенна. И если мотивация немного снижается, в этом нет ничего критичного. Чем шире круг тем для разговоров между родителями и детьми, тем лучше. Если происходят постоянные ссоры по поводу учебы, а остальное остается без внимания, это только усугубляет ситуацию с нежеланием учиться. 

Еще одна причина плохой успеваемости: учиться может быть скучно, если информация подается неинтересно, однообразно или учитель не учитывает разброс в способностях детей одного класса. Самим школьникам серьезно мотивировать себя на учебу в этом возрасте не всегда удается. 

Родителям и учителям важно прислушиваться к ребенку, искренне интересоваться его увлечениями. Это очень вдохновляет подростков. 

Другая одна причина проблем — проблемы со сверстниками, в том числе травля, или конфликт с учителем. Иногда родители переводят детей на дистанционный формат обучения, это может быть хорошим решением, но с ним тоже не стоит спешить — живое общение крайне ценно в этом возрасте.

Также затруднения могут быть вызваны недиагностированными расстройствами; например, сегодня у подростков чаще, чем хотелось бы, встречается депрессия.

Для родителей важно быть  психологически информированными и устойчивыми. Самообладание, выдержка и понимание процессов, происходящих в этот период, могут сыграть ключевую роль. Если проблема приобретает затяжной характер, рекомендую обратиться к психологу.

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Поскольку вы здесь...
    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
    Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
    Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.