Вопрос. У ребенка проблемы в школе, он часто получает «двойки» и «тройки». Как понять, в чем причина?
Ответ: Дети разного возраста по-разному относятся к учебе. В начальной школе ведущая деятельность человека — учебная. Дети очень любознательны, хотят узнавать новое, учиться.
В подростковый период ведущая деятельность — коммуникация. Фокус внимания смещается на общение, ребенок пытается понять себя и самоопределиться. Учеба отходит на второй план, это естественный процесс.
К старшему школьному возрасту подросток становится более осознанным. Если с ним к 10–11 классу была проведена грамотная педагогическая работа, он уже готов определяться с профессией, ставить себе цели в учебе, готовиться к поступлению в вуз.
К сожалению, наша система образования не учитывает меняющиеся потребности ребенка. И именно это чаще всего становится причиной школьной неуспешности.
В начальной школе дети редко плохо учатся. У них в этом возрасте много энтузиазма узнавать новое.
Если же на старте появляются проблемы, то наиболее вероятно, что это связано с психологической неготовностью к школе. Сейчас детей часто отдают учиться в 6–6,5 лет. Но в этом возрасте психика еще не дозрела до выполнения школьных требований — высидеть урок, физически держать позу за партой, надолго концентрировать внимание. Это связано с тем, что в дошкольном возрасте дети часто посещают развивающие занятия, где их учат школьным знаниям первого класса, тогда как до 6–7 лет акцент больше должен быть на свободной игре и активном движении. Также ребенку может не нравиться в школе, если уроки проходят в скучном формате, с монотонным рассказом учителя, без игровых элементов.
Иногда сложности связаны с тем, что у ребенка есть особенности развития или здоровья — например, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства аутистического спектра, дислексия, дисграфия, дискалькулия. Эти нарушения бывает сложно распознать в начальной школе из-за перегруженности педагогов или отсутствия нужного специалиста. Если заметить подобные состояния удается, то в некоторых случаях ребенок может учиться по специальной, адаптированной программе. Важно создать благоприятную среду с учетом особенностей школьника.
Достаточно редко, но все же встречаются случаи, когда ребенок плохо учится из-за стресса: например, он может болезненно переживать непростую семейную ситуацию.
В подростковом возрасте могут быть другие сложности. Самый частый запрос родителей подростков: «Он ничего не хочет делать, ему ничего не интересно». Какие могут быть причины?
Во-первых, в 11–14 лет интересы ребенка сосредоточены на общении, учеба второстепенна. И если мотивация немного снижается, в этом нет ничего критичного. Чем шире круг тем для разговоров между родителями и детьми, тем лучше. Если происходят постоянные ссоры по поводу учебы, а остальное остается без внимания, это только усугубляет ситуацию с нежеланием учиться.
Еще одна причина плохой успеваемости: учиться может быть скучно, если информация подается неинтересно, однообразно или учитель не учитывает разброс в способностях детей одного класса. Самим школьникам серьезно мотивировать себя на учебу в этом возрасте не всегда удается.
Родителям и учителям важно прислушиваться к ребенку, искренне интересоваться его увлечениями. Это очень вдохновляет подростков.
Другая одна причина проблем — проблемы со сверстниками, в том числе травля, или конфликт с учителем. Иногда родители переводят детей на дистанционный формат обучения, это может быть хорошим решением, но с ним тоже не стоит спешить — живое общение крайне ценно в этом возрасте.
Также затруднения могут быть вызваны недиагностированными расстройствами; например, сегодня у подростков чаще, чем хотелось бы, встречается депрессия.
Для родителей важно быть психологически информированными и устойчивыми. Самообладание, выдержка и понимание процессов, происходящих в этот период, могут сыграть ключевую роль. Если проблема приобретает затяжной характер, рекомендую обратиться к психологу.