Готовьтесь к саду заранее
Идеально, если родители начали готовить ребенка к садику заранее. Например, установили режим дня: ранний подъем, завтрак в 8 утра, занятия в 9, прогулки с 10 до 12, дневной сон… Это серьезно облегчит пребывание ребенка в группе.
Неоценимую помощь окажет освоение бытовых навыков: умение самостоятельно одеваться, обуваться, мыть руки перед едой, ходить на горшок, собирать игрушки, когда об этом просит воспитатель.
Здорово, если до первого похода в детский сад родители успели с ребенком проиграть тему «я иду в садик». Но часто на это нет ни времени, ни сил ни у мамы, ни у папы.
Обратите внимание на поведение и настроение
Адаптация, которая проходит не очень гладко, обычно сопровождается изменением поведения ребенка и появлением целой группы жалоб. Это могут быть как головные боли, так и жалобы на боли в животе. У некоторых детей нарушается сон и аппетит. Кто-то просто отказывается есть. А кто-то постоянно просит сладкое и налегает на углеводы.
Нередко детей мучают ночные кошмары. У дошкольников могут появляться возрастные страхи. Это связано с первыми собственными открытиями о небезопасном мире. Так дети начинают бояться, что их забудут или потеряют. Боятся чудовищ под кроватью и темноты, пустых пространств и громких звуков, крупных животных и даже безобидных насекомых. Это нормально.
Самым заметным изменением в жизни дошкольника оказываются участившиеся простудные заболевания и внезапное, то есть практически беспричинное, повышение температуры.
Изменения на эмоциональном уровне также привлекают внимание взрослых. Некоторые дети становятся плаксивы, кто-то молчалив, подавлен и замкнут, кто-то без умолку болтает, вернувшись из сада вечером. Еще чаще тревога проявляется у малышей в агрессии. Особенно хорошо это видно по игре.
Во что играет ребенок?
Игра — главный диагностический признак в случае с дошкольниками. Ребенок, у которого тяжело идет адаптация к детскому саду, ломает игрушки, часто меняет игровую деятельность, бросает одно и хватается за другое и тоже бросает. Многие вовсе отказываются играть. Все это следствие чрезмерного возбуждения и тревоги.
Если вы замечаете, что в играх ребенка герои нападают друг на друга, дерутся, если ребенок наказывает кукол — это тревожный звонок.
Часто сюжеты, которые проигрывают дети, удивляют родителей. Но этот факт больше говорит о грубом отношении взрослых к ребенку, чем о недостатках и особенностях малыша.
Что делать? Восемь шагов
Главное, не паниковать и дать малышу время на адаптацию. Поддержите ребенка и сделайте так, чтобы стресс, с которым он сталкивается в рамках детского дошкольного учреждения, не сопровождался переживаниями, вызванными происходящим дома. Поддерживайте комфортную и располагающую атмосферу дома.
Обращайте внимание на климат детско-родительских взаимоотношений. Например, можно снизить требования к ребенку. Уделяйте ребенку чуть больше внимания, выражайте поддержку, будьте добрее.
Если малыш обращается с конкретными жалобами, например, на грубое отношение педагогов, конфликты и агрессию со стороны сверстников, не игнорируйте жалобы, а предельно серьезно отнеситесь к ним.
Педагоги дошкольного образования работают над тем, чтобы воспитательный процесс становился более комфортным для всех. Но мы все еще наблюдаем ситуации, когда воспитатели используют не вполне экологичные методы контакта с детьми.
Воспитатели могут стыдить из-за слез и тоски по маме, шантажировать, запугивать. Такое агрессивное подавление эмоций взрослыми, часто отличное от того, что ребенок наблюдает дома, вредит малышу. Если ребенка в саду обижают или принуждают к чему-то, связано ли это с едой или сном, с этим обязательно нужно разбираться.
Не оставляйте ребенка наедине с его сложностями и проблемами. Не пытайтесь внушить, что он сам должен защищаться, например, давать сдачу. Важно встать на сторону ребенка и разобраться, например, почему у него пропадают игрушки из шкафчика, почему его обижают одногруппники, почему воспитатели кричат.
Проигрывайте ситуации дома, сидя на ковре. Предлагайте сюжеты, связанные с детским садом, в который ходят куклы и плюшевые игрушки. Рисуйте и лепите вместе героев, устраивайте кукольный театр, позволяя фантазии ребенка действовать и развивать сюжет самостоятельно. Сценарий ваших игр, действия героев, которые инициирует ребенок, дадут подсказки и позволят выявить сложности, с которыми сталкивается малыш.
Если прошло три месяца с момента, как ребенок регулярно ходит в сад, но вы наблюдаете, что в состоянии нет положительной динамики, то отнеситесь к этому максимально серьезно. Проблема может быть следствием средового фактора, но нередко связана с отсутствием навыка совладания с тревогой. У некоторых детей не хватает физических и эмоциональных ресурсов, чтобы переработать стресс. Это не только важно заметить, зафиксировать, но и начать точечно решать проблему (лучше со специалистом), не позволяя ей выйти на психосоматический уровень.
Работа над поведенческой и эмоциональной регуляцией, коммуникативными навыками поможет ребенку адаптироваться к детскому саду. Это могут быть как занятия с психологом, так и самостоятельная работа родителей с ребенком.
Дети разные, поэтому нет общих правил и инструкций, которые можно приложить к конкретному малышу, чтобы облегчить адаптацию к детскому саду. Так что главный совет: присматривайтесь, прислушивайтесь, разбирайтесь с особенностями своего малыша, терпеливо сопровождая его на пути первой серьезной социальной адаптации.
Фото: Freepik