— Мне кажется разумным, когда люди что-то пробуют и оставляют, в том числе дети. Есть какой-то возраст, когда это нормально, что они загораются [и теряют интерес]. Что-то за месяц-два ребенок понял, чему-то научился. Потом до какого-то уровня дошел, может, ему уже не понравилось или он загорелся чем-то другим.
Мне кажется, наиболее здоровая ситуация, когда он загорелся чем-то другим, когда он понимает, что он не сможет одновременно заниматься моделированием и футболом, а его лучший друг пошел на футбол, он тоже хочет туда — это очень нормально, по крайней мере для младших подростков совершенно точно.
Может быть, это по-другому устроено. Когда я что-то делаю, как только мне становится сложно, дальше я не хочу — избегание включается. «Сложно» — необязательно про деятельность. Это может быть конфликт с тренером, напряжение с ребятами.
Избегание — это нехорошая стратегия. Подкреплять избегание не стоит, потому что наш мозг устроен так, что если мы чего-то избегаем, то он запоминает это как выигрышную стратегию.
Это прямо засада, потому что если закрепится стратегия избегания, она будет очень сильно мешать в жизни.
С точки зрения мозга, это логично: ты чего-то не хочешь, ты чего-то опасаешься — не делай этого. Не сделал — видишь, ничего плохого не произошло — молодец, всегда так делай. Соответственно, это может стать устойчивой жизненной стратегией.
Поэтому если ребенок что-то хочет бросить, что он начал, прежде всего важно с ним поговорить: это про что? Про то, что он действительно имел какую-то иллюзию. Пришел ребенок на выставку каких-то моделей и: «Вау! Какие там корабли, самолеты, пароходы! Я тоже так хочу!» Он пришел, и выясняется, что до того, как ты склеишь такой корабль, пароход, самолет, пройдет пять лет, а эти пять лет ты будешь строгать какие-то штучки. Ты месяц — и ничего. И думаешь: «Ради чего? Ради того, чтобы в конце концов была такая большая штучка? Не хочу». <…>
Если есть ощущение, что это кризис… Если ребенку нравится эта деятельность, но что-то пошло не так, что-то сложно — это про то, что можно договариваться на какой-то срок: «Давай ты все-таки закончишь учебный год».
Кризис может пройти. Ребенку важно увидеть, что он проходит, что это не конец света. Можно обсудить, что можно сделать именно с тем фактором, который мешает.