Нравится — беру
Маленькие дети могут взять чужое не потому что замышляют плохое, а в силу возрастных особенностей. Этот этап может быть пройден незаметно: например, случайно забрал что-то на прогулке, принес домой. И родители это заметили. То есть сначала это некий элемент случайности.
Но у каждого ребенка возникает ситуация, когда приходит мысль: взять или не взять, если плохо лежит. Кто-то из родителей обратит внимание, но есть и те, кто махнет рукой.
Нам надо отталкиваться от того, что мы вкладываем в понятие воровства. Вот родители столкнулись с ситуацией, когда ребенок без спроса берет вещи, которые ему не принадлежат. И дальше встает вопрос, почему он это сделал?
Если мы говорим о ребенке возраста 3-6 лет, то в этом возрасте дети, как правило, плохо различают свое и чужое. У них пока нет четкого понимания границ. У ребенка возникает идея взять что-то, и он даже не успевает подумать про последствия, поступает импульсивно. Нравится — беру. Задача родителей — объяснить детям этого возраста понятие «чужое».
То же самое касается денег. Дети младшего возраста берут деньги без спроса не потому, что хотят причинить вред родителям. Для них это могут быть просто красивые бумажки, которые интересно потеребить в руках.
Если родители не дают младшему школьнику карманных денег, то ребенок может без спросу взять деньги просто потому, что ему хочется в школьном буфете купить шоколадку. Ведь все одноклассники покупают, и ему хочется быть со всеми наравне. Ребенок замечает, что у сверстников есть возможность купить что-то, а у него нет. У другого ребенка есть вещь, которая нравится, а у него нет. И он пытается уравновесить себя с этим человеком.
Дети постарше могут взять деньги с целью интереса. Тут некая проверка — будет ли мне что-то за это?
Дети вступают во взрослый мир и пытаются понять: а правда ли, что будут плохие последствия? Подростки могут взять деньги с целью компенсировать недостаток внимания. «Родители не купили подарок, они про меня забыли, значит я сам сделаю себе подарок».
Еще одна причина кражи — это гнев за то, что у человека есть то, чем хочется обладать. Месть родителям, для которых эта вещь значима, месть другу, которого хочется задеть.
Как правильно реагировать
Главное — не навешивать ярлык. Не надо смотреть на ребенка как на преступника. Часто первая мысль у родителей: «Он начал воровать, потом начнет выносить все из дома». Сначала надо разобраться, почему он так делает. Потому что зачастую причина кражи — не криминальная.
Понятно, что эмоции в этот момент у родителей зашкаливают. И первый порыв — винить себя: я недосмотрел, я виноват.
Первое, что нужно сделать — поговорить. Собрать информацию, узнать, куда пошли деньги, которые взял ребенок.
Второе, что надо сделать, если ребенок украл деньги — провести беседу. Например, он взял деньги, чтобы угостить друзей, и мы выяснили, что намерения были неплохие. Но нужно обязательно донести, что если берешь даже у родителей без спроса, это равно воровству.
Третье — нужно договариваться о том, что если нужны деньги, то надо попросить, а не брать тайком. И быть готовыми, что ребенок сам попросит деньги на какие-то нужды.
Четвертое: не надо постоянно напоминать о проступке ребенку. Часто у родителей бывает искушение периодически говорить: «А помнишь, что ты сделал?»
Если сумма пропажи большая, что делать?
Если ребенок украл деньги и потратил большую сумму, то нужны более серьезные меры и последствия. Можно придумать какую-то отработку.
Знаю случай, когда ребенок взял некую сумму у родителей. Подросток признал, что не прав. Ему нужны были деньги для друзей, и он боялся попросить об этом родителей. После этого они поставили условие, что он берет на себя на некоторое время обязанности домработницы. Парень делал все, что ранее делала помощница по хозяйству в этой семье.
Ребенок украл деньги и продолжает воровать
Если история многократная, то нужно обратиться за помощью к психологу. Это может быть расстройство вплоть до клептомании, когда ребенок и правда не может себя контролировать. Необходима более системная работа, возможно, даже с психиатром.
Знаю, что в некоторых школах приглашают полицейских для объяснения последствий воровства. Беседа с человеком в форме производит на подростков впечатление.
Также и в семье знакомый полицейский или юрист может объяснить, что какие реальные последствия имеет воровство. Но иногда вместо запугивания лучше столкнуть ребенка с реальностью.
Например, рассмотреть возможность устройства ребенка на реальную работу или давать ему задания на деньги. Иногда именно так ребенок понимает, что можно получить свои личные деньги честным способом.
В любом случае родителям нужно сместить фокус именно на решение проблемы, а не просто в ужасе ругать ребенка и заниматься самобичеванием.
Фото: freepik.com
Читайте также:
- Ребенок получает «двойки», а от репетиторов нет толку. Что делать?
- «Мама об меня молчала». Как отказ от разговора превращается в пытку для ребенка