Какому алгоритму нужно следовать ребенку, если он перепутал маршрут или остановку, и как действовать родителям в случае непредвиденной ситуации, «Правмиру» рассказал куратор проектов «Лиза Алерт» Центра поиска пропавших людей Олег Леонов.
— Какие есть базовые правила безопасности для ребенка, который ездит самостоятельно на транспорте в школу?
— Первое. Ребенок должен четко знать маршрут: на какой автобус/троллейбус/ветку метро садиться и на какой остановке надо выйти. То есть весь маршрут он должен изначально проехать с родителями, чтобы его знать и понимать. Если вы не уверены, что ребенок знает маршрут, его нельзя отпускать одного.
Второе. У него должно быть средство оплаты, например, социальная карта.
Третье. У ребенка с собой обязательно должен быть заряженный мобильный телефон с приложением, по которому родители могут отслеживать его местоположение.
Желательно на телефон установить такой инструмент, как геозоны. Например, он едет на автобусе три остановки до школы — это разрешенная геозона. Как только он вышел на какой-то другой остановке, не входящей в эту очерченную область, родителям сразу приходит оповещение, что ребенок вышел за пределы доступной геоозоны, то есть произошло что-то не то. И они сразу должны реагировать.
Четвертое. Если ребенок осознал, что попал в нестандартную ситуацию, не понимает, где находится, он должен звонить родителям или в 112.
— По вашей практике, какие чаще всего проблемы возникают, если ребенок проехал остановку или вышел раньше?
— Основная опасность зимой – холод. Когда ребенок оказался на незнакомой остановке, рядом, как правило, никаких помещений нет, следующий автобус неизвестно когда будет, и ребенок просто замерзает.
Основная универсальная опасность, во все времена года, — когда ребенок решает сам добираться до дома и оказывается в лесу, болоте или еще каких-то местах, из которых самостоятельно не может выбраться.
И тогда случается трагедия. Так произошло в этом случае в Дубне.
Могут быть и случаи совпадения факторов, когда ребенок случайно вышел не на своей остановке, и там оказался человек, который захотел воспользоваться беспомощностью растерянного ребенка.
— По какому алгоритму должен действовать ребенок, если он вышел не на своей остановке?
— Алгоритм простой. Если не доехал, то нужно дождаться следующего автобуса и доехать на нем. Если он проехал остановку, то должен перейти на другую сторону дороги, найти остановку, дождаться автобуса и вернуться.
Но если он не понимает, где находится — проехал он остановку или же вышел раньше, то в этом случае он должен звонить родителям или в службу 112.
— Нужно обязательно ждать автобус или можно попробовать дойти домой пешком?
— Пешком идти можно, когда ребенок понимает, где он. Когда он этого не понимает, то, направляясь неизвестно куда, он тем самым еще более усугубит свое положение.
— Если связи нет, то нужно просить помощи у взрослых?
— Надо, чтобы ребенок понимал, что в экстренной ситуации можно обращаться не ко всем взрослым. Это общие правила безопасности.
Если он потерялся, то можно обращаться либо к полицейским, либо к охранникам, например, в ближайшем ТЦ или магазине.
Также можно попросить помощи у безопасных взрослых — людей с маленькими детьми или тех, кто работает рядом, например, продавца в магазине.
Кроме того, хочу напомнить про проект «Островок безопасности», который работает в магазинах «Пятерочка», «Перекресток», «Вкусвилл». Во все эти места можно прийти, обратиться к любому сотруднику, сказать «Я потерялся», и дальше уже наши опытные специалисты Центра реагирования будут заниматься возвратом ребенка домой.
— Как действовать родителям, если ребенок звонит и говорит, что вышел не на той остановке и оказался в незнакомом месте?
— В том числе и на такой случай должно быть установлено приложение, которое позволяет отслеживать местоположение ребенка.
Родителям нужно не паниковать и действовать быстро.
Как только он говорит, что не знает, где находится, родители дают ему установку стоять на месте и никуда не уходить, смотрят приложение и едут его забирать.
В случае, если родители не понимают, где ребенок, то надо немедленно обратиться в полицию и в поисково-спасательные отряды.
Также они могут сказать ребенку, чтобы он позвонил со своего номера в 112, тогда у оператора отобразится район, в котором он находится, и будет примерно понятно, где его искать.
— Как лучше объяснить ребенку все правила?
— Лучше, если ребенок пройдет специальный курс, во время которого с ним все правила изучат в игровой форме. Для маленьких детей на эту тему есть мультфильмы «Азбука безопасности» со смешариками, в которых разобраны правила действия в опасных ситуациях. Для детей постарше на ютубе есть снятые нами учебные фильмы, которые объясняют, как вести себя в таких ситуациях.