Почему дети буллят?
Многие считают, что буллинг – это поведенческая проблема, что булли ведут себя так намеренно. Потому что само слово подразумевает использование силы с целью добиться своего, поэтому они буллят окружающих. На самом же деле, если мы посмотрим на это явление более внимательно, то увидим, что оно непосредственно связано с инстинктами привязанности, и инстинкты привязанности в этом случае искажаются.
Привязанность нужна для того, чтобы легче было заботиться. Для облегчения заботы о младших, слабых, нуждающихся, уязвимых существуют две группы инстинктов. Один из инстинктов – инстинкт зависеть, смотреть снизу вверх, искать ответы. Для другой группы в отношении людей у нас нет названия, но в животном мире это альфа-инстинкты – инстинкты доминировать, брать под свой контроль, оставлять за собой последнее слово, всегда находиться в позиции первого, главного – и все это для того, чтобы иметь возможность заботиться. И это очень хорошо можно наблюдать в животном мире.
Проблема начинается тогда, когда дети теряют свои чувства, происходит побег от уязвимости – и это случается сейчас с нашими детьми. Они не только становятся альфа-детьми, а альфа-дети – это дети, которые считают, что за ними всегда последнее слово, что они должны все контролировать, выигрывать в каждой ситуации, помимо этого они еще защищены от заботы и как следствие – от чувства ответственности. И это приводит к аберрации (отклонению от нормы), при которой ребенок, по сути, демонстрирует свое превосходство, используя уязвимость других. Это и есть суть определения «булли» – использовать слабость и уязвимость других.
И это феномен аберрантной привязанности. Он очень ясно говорит нам о том, что буллинг – если сказать простыми словами – есть, по сути, нарушение привязанности. И если мы будем работать непосредственно с этим, будем заново помещать булли в условия правильной иерархии, и программы, которые лучше всего справляются с этой задачей – это те, в которых привлекаются взрослые, взаимодействуют разные поколения. Последняя – замечательная программа, которая впервые стартовала в Торонто. Еще одна программа связана с участием младенцев.
Суть этих программ – это помещение булли в условия естественной иерархии заботливых отношений. И это именно то, что им нужно. Помимо этого, когда они сильно привязываются к заботливым взрослым, их сердца смягчаются. А булли не бывают с мягкими сердцами. И если к ним возвращаются их чувства, то возвращается и забота. И это в корне меняет всю ситуацию. В случае с булли главное – это правильные отношения и мягкое сердце.
Проблема заключается в том, что мы совершенно неправильно с ними работаем – мы работаем с поведением, с симптомами, а не с корнем проблемы.
Можно ли исправить булли?
Конечно! Да, конечно! Когда вы понимаете суть булли – что это искаженные альфа-инстинкты… Альфа-инстинкты предназначены для того, чтобы заботиться, защищать. Это замечательные инстинкты. Но когда ребенок становится защищенным от своих чувств, эти инстинкты искажаются, и тогда такие дети атакуют уязвимых, используют слабых.
Когда сердце смягчается, даже чуть-чуть, инстинкты возвращаются на свое законное место. Булли начинают с большим удовольствием покровительствовать тем, к кому привязаны, изо всех сил защищать тех, к кому привязаны. И это именно та роль, которую и должны выполнять альфа-инстинкты.
Но остается еще одна проблема – альфа-ребенок, даже с мягким сердцем, все еще не чувствует, что о нем заботятся, и нам нужно продолжать работать и помещать его в правильные отношения заботливой привязанности. Будем надеяться, что в его жизни будет кто-то, кто будет мягко и одновременно уверенно и заботливо доминировать в их отношениях.
Всегда ли родители знают, что их ребенок булли?
Чаще всего не знают. Чаще всего нет. Часто мы чего-то не замечаем именно у самых близких людей. Булли-инстинкты могут проявляться, когда ребенок находится вдали от родителей. В других отношениях, не с родителями.
Основное, на что нужно обратить внимание, – это две вещи. Является ли ваш ребенок альфой, которому всегда нужно быть первым, иметь решающее слово, все контролировать? И есть ли признаки побега от уязвимости: «Мне все равно», «Неважно», «Ну и что». Такие дети подвержены скуке, не говорят о том, что их беспокоит. Они перестали говорить о том, что им грустно, что они встревожены, никогда не говорят: «Я переживаю», «Мне страшно».
Вот если есть эта комбинация – альфа-ребенок с онемевшими чувствами – можете быть уверены, что такой ребенок воспользуется слабостью своего младшего брата или сестры, будет использовать слабых и уязвимых. Это практически гарантировано. И работать нужно будет именно с первопричиной такого поведения.
Как школы должны решать проблемы с буллингом?
Самое главное – здесь речь не о том, чтобы научить детей общаться, быть милыми друг с другом, не задевать уязвимые чувства. Нам не искоренить низкие проявления человеческой природы. Они присущи всем млекопитающим. Но они проявляются только под действием определенных обстоятельств. А именно: когда дети чувствуют, что зависеть от ответственных за них взрослых небезопасно, когда теряют свои чувства, уходя в защиты. Примеры этого мы видим даже у мышей. Есть множество свидетельств проявления булли. Я говорю об этом в своей книге в главе о булли.
Что нам действительно нужно делать – так это сфокусироваться на том, чтобы дети вновь начали вращаться вокруг заботящихся о них взрослых. Когда ученики в классе вращаются вокруг учителя, когда рядом с учителем они чувствуют себя в безопасности, тогда и их отношения между собой начинают выстраиваться более правильным образом. И они с намного меньшей вероятностью будут создавать неестественную иерархию друг с другом.
Это как, скажем, когда два однояйцевых близнеца вращаются вокруг мамы и папы (при условии, что мама и папа занимают ведущую позицию в отношениях), они не будут вращаться друг вокруг друга, они находятся в правильных отношениях. Если же эти два однояйцевых близнеца начинают вращаться друг вокруг друга, один перейдет в альфа-позицию, другой в позицию зависимого. И вы получите неестественную иерархию. При том, что это одояйцевые близнецы. Вот в чем проблема.
Мы очень сильно фокусируемся на общении детей со сверстниками, общении с равными себе, детьми одного возраста. Но нет абсолютно никаких доказательств тому, что это научно обосновано. Всё говорит о том, что дети должны находиться в иерархических отношениях с теми, кто заботится о них, и с теми, кто зависит от них. Когда это соблюдается, они начинают проявлять заботу, их сердца смягчаются. Вот как это должно быть.
Поэтому здесь вопрос не во взаимодействии детей со сверстниками, а в том, как восстановить контекст связи, привязанность детей к ответственным за них взрослым: учителям, помощникам учителей. А также как наладить связь с детьми из младших классов, за которых они смогут нести ответственность. Создание естественных иерархий является самым простым и легким решением данной проблемы. Здесь не потребуется даже никаких материальных затрат. Это будет самым простым решением, которое принесет наибольшую пользу.
Перевод Юлии Твердохлебовой