Как можно променять героическую работу спасателя МЧС на «монотонную» службу священника и в чем кроется настоящее геройство — делится жизненными наблюдениями тот, кто когда-то сделал такой выбор.
Я для того пришел
Когда МЧС выезжает на вызов, задача спасателей в первую очередь спасать тело. Конечно, пострадавших постараются успокоить, ободрить, утешить. Но теплоты сердец и заботливого внимания спасателей хватит человеку лишь на то, чтобы некоторое время продержаться, а дальше душа его часто так и остается наедине со своей болью. В какой-то момент для меня стало очень важным на это откликнуться и поучаствовать в изменении внутреннего состояния людей.
Возник вопрос: чем можно помочь душе? Тогда перед глазами уже был мой собственный пример. Я начал более глубоко изучать Священное Писание, читать труды святых отцов и увидел, что во мне произошли реальные, огромные перемены. Мои ярость и злоба отступили. Я стал другим, и это дало мне прямое свидетельство того, что сила Божия действует.
Автоматически встал следующий вопрос: сколько нужно приложить усилий, времени и труда, чтобы изменился внутренний мир человека? Оказалось, что очень много. Но уже будучи воцерковленным, я много общался с ребятами у нас в МЧС — мы говорили о вере, о Евангелии, о добродетелях. Было видно, что слова дают плоды, жизнь людей меняется. И вдруг я понял, чтó Господь имел в виду, когда сказал: Я для того пришел (Мк. 1, 38).
Помните евангельский эпизод, когда Спаситель разговаривал с самарянкой у колодца? Апостолы купили Ему еды, принесли и просят: «Учитель, ешь!» А Он отвечает: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4, 34). И в Капернауме Христос уходит в пустынное место помолиться, а апостолы находят Его и просят вернуться в город: «Там тебя столько людей ищут, стольких надо исцелить, бесов изгнать». Что Господь отвечает? «Я не для этого пришел, но чтобы слово Отца Моего нести в сердца людей. Пойдемте в ближайшие селения, в маленькие города и деревушки, Я там тоже буду проповедовать» (см. Мк. 1, 35–39). Представляете удивление апостолов? Тут в мегаполисе столько нуждающихся, а Он про какие-то там деревушки думает.
То есть Спаситель все время подчеркивает, что важны не видимые чудеса — исцеления, изгнания бесов, а внутренний мир каждого из нас и его перемена.
Греческое слово «метанойя», которое переводится как «покаяние», дословно означает «перемена ума». Вот это изменение мышления гораздо тяжелее человеку дается, и чтобы на нее решиться, требуется изрядное мужество.
Хватит адреналина
Я много лет работал спасателем. Сутки-трое, и острых ощущений было предостаточно, причем самых разных. Но когда начал изучать Священное Предание, понял, что это — бесконечное море знаний, которое за всю жизнь не смогу впитать или одолеть. Меня это захватило. Я читал утренние, вечерние молитвы и ощущал, как они меня поддерживают, дают силу моему устремлению. Поэтому мы молились утром и вечером: вместе с ребятами-сослуживцами, тоже верующими, уходили куда-нибудь в лес, чтобы нас не видели, или становились где-то за угол и читали правило.
И во всех экстремальных ситуациях, в которые приходилось погружаться, ты ощущал присутствие Божие, и это еще больше с Богом сближало. Ведь когда человек сам себя подвергает опасности — например, решил с высоты прыгнуть или пролететь над скалами на парашюте, его самость («я так хочу!») затмевает для него присутствие Божие. А если Господь ставит в сложную ситуацию, то расстановка сил совсем другая. Молитва из сердца идет так, что близость к Богу неразрывно чувствуется. Напряжение сил максимальное, и ты понимаешь, что не на кого надеяться — только на Господа.
Мы работали на землетрясениях по 7,5 баллов. Бóльшая часть города разрушена, толчки (до 5 баллов) продолжаются. С утра до вечера ищем людей, достаем их из-под обломков. Прорываем тоннели, сами спускаемся между плитами в завалы. В какой-то момент смотришь — дома стоят, вечером возвращаешься — а на том месте уже руины. Целый день обвалы, осыпи, и главное в этот момент — отодвинуть на дальний план свою удаль молодецкую, лихость и руководствоваться только заботой о ближнем. А если ты весь такой на адреналине, якобы свой страх преодолеваешь и рискуешь на каждом шагу, это никогда до добра не доводит. И своей жизни угрожаешь, и других можешь вовлечь в беду.
Вот, кстати, вопрос. Что людей заставляет искать на свою голову приключения? Наверное, хочется придать яркость своему существованию. На самом деле здесь кроется обман, дьявольская ловушка. Дух человека, особенно в юности, постоянно мятется, беспрерывно перемещается из одного состояния в другое: от благости — к лености, от лености — к унынию, раздражительности и так далее.
На самом деле все мы ищем мир, тишину, покой, комфорт. Но комфорт не телесный, а духовный. А люди, не имея навыка прислушиваться к себе, пытаются этот комфорт воплотить в телесном, бытовом понимании.
Что происходит, когда телесный комфорт достигнут? Человеку становится… скучно. И он начинает искать острых ощущений, не понимая, что на самом деле ищет Бога.
Наверное, многие, заходя в храм, даже не на молитву, а просто проходя мимо, замечали, как ком подкатывает к горлу. Вроде ничего не делаешь, не молишься, но стоишь в церкви, на иконы смотришь, и на глаза слезы наворачиваются. На самом деле это душа сигнализирует, что ты попал куда надо, кричит: «Эй, ты в надежном месте, задержись подольше тут!» И если человек прислушивается, начинает ходить в храм постоянно, развивает свою духовную жизнь, таким образом душа его насыщается и обретает покой и радость.
Но те, кто ударяется в экстрим, запускают в своем организме совсем другую реакцию. Дух нечистый пытается уловить людей, как Адама и Еву в раю, намекая на остроту ощущений, на новые качества и знания, которые якобы откроются, стоит только попробовать еще вот этот экстрим, еще вот эту травку, еще вот этот алкоголь. Люди пробуют, адреналин выделяется, ощущение драйва накрывает, и на какое-то время тебе достаточно.
Одна девушка, банковская служащая, рассказывала, как до прихода в Церковь боролась с душевной тоской и унынием. Не было у нее ни семьи, ни мужа, ни с кем она не встречалась, и становилось ей одиноко и тоскливо. Работа изо дня в день одна и та же: бумажки и компьютерный экран. «И я нашла способ, как себя нормализовать», — говорит. Спрашиваю: «Как же?» «Выходила на край дороги, и когда приближалась машина, перебегала дорогу прямо перед ней. Это меня так встряхивало! На целую неделю энергией заряжалась». Я себе представляю, каково тем водителям было, сколько проклятий они этой девочке посылали… И только когда она начала регулярно исповедоваться и причащаться, ее отпустило, пропала необходимость в таком «драйве».
Будучи спасателем, я на последствия экстрима вдоволь насмотрелся. Сколько молодых гибнет на крышах поездов. Однажды был вызов на радиовышку под Быковней — молодежь себе там устроила базу для роуп-джампинга. Навесили систему между вышками, начали прыгать, а одна девочка недостаточно сильно оттолкнулась, неопытная была, и падая вниз, зацепилась за вышку. Жестоко покалечилась и умерла тут же, на месте. Как родителям дальше с этим жить?
Мой товарищ, хирург, говорит, что хорошо бы всех, кто хочет купить мотоцикл или мотороллер, отправлять в больницу скорой помощи на практику. Пусть посмотрят весной и летом, когда выезжают мотоциклы и мотороллеры, сколько бьется молодежи, сколько жизней калечится. Девушки, которые не смогут рожать детей, парни, не способные больше самостоятельно себя обслуживать.
Вот на этот дьявольский поезд дух нечистый предлагает молодежи на ходу запрыгнуть. Тогда как на самом деле человек ищет Бога и тоскует по Небу.
Такое разное мужество
В МЧС я много сталкивался с людьми, которые совершали настоящие подвиги, проявляли удивительные примеры мужественности, даже героизма. Но многим не хватало храбрости и волевых усилий ежедневно справляться с теми задачами, перед которыми ставил их Господь. Собственные дети, жена, вверенное ему хозяйство — в этом отношении человек часто давал слабину.
То есть мужество бывает разным. И я теперь точно знаю, что повседневное мужество гораздо ценнее в очах Господа, чем наши разовые акции. Ведь можно один раз совершить героический поступок и потом всю жизнь быть кем попало.
Сколько такого бывает: муж — герой на работе. А домой придет, наестся и давай всех вокруг строить — гыр-гыр, и все домашние должны быть челядью для этого «героя».
Думаю, рецепт настоящего мужества совсем другой. Например, есть такой: каждая женщина молится с покрытой головой, каждый мужчина молится с головой открытой. Что это значит?
Женщина покрывает голову, и в этом тоже может быть ее мужество — в подчинении мужу и Богу. Бог заповедал ей быть в подчинении, и в следовании заповеди Божией она проявляет мужество. Потому что муж часто ведет себя так, что подчиняться ему совсем не хочется. Тем не менее без подчинения мужу рано или поздно возникнет соблазн не подчиниться и Богу, так же, как, не почитая отца или мать, мы в итоге доходим до непочитания Господа.
Мужчина же должен понимать, что, молясь с открытой головой, он перед Богом ответственен за вверенных ему жену и детей. Идет он домой с работы и думает: вот, сейчас отдохну, наконец-то можно расслабиться. На самом деле не может он расслабиться, потому что еще не выполнил заповедь про ответственность за жену и детей. Дети ждут отца. И он должен прийти и быть с ними. Полузасыпая, читать сказки, просто разговаривать о том, что их волнует. Это его волевой поступок, по-настоящему мужественный.
После того как дети легли спать, он опять не может отдохнуть, потому что еще есть жена, за которую он тоже отвечает перед Богом. Надо и ей время уделить — пообщаться, поговорить, быть внимательным, заботливым. И когда она спокойно заснет, тогда уже он может отдыхать и делать, что захочет. Но чаще всего теперь хочется только одного — лечь и уснуть.
И так — изо дня в день, изо дня в день. Когда нет времени на себя, потому что, работая, находясь на службе, ты всего себя отдаешь другим, а приходя домой, должен отдаться тем, кто дома. Вот это и есть настоящее мужество. Если в семье такие отношения, она никогда не разрушится, и всегда этот мужчина будет в почете, даже если зарабатывает меньше, чем жена.
Но это касается семейной сферы, а если брать универсальный рецепт, то надо исходить из того, что в наше время мы все поставлены в такие условия, когда приходится проявлять мужество за себя «и за того парня». Женщине, например, — за себя и за мужа, поскольку иногда мужчина, к сожалению, не выполняет свою функцию защиты и заботы. А еще престарелые родители или дети, которых надо обеспечить.
И мы попадаем в ситуацию, когда ежедневной работы много — постоянно что-то делаешь, мечешься, к чему-то стремишься, а динамики для души не хватает. Жизненные силы уходят на суету, а ведь они как-то должны восполняться. Нам хочется отдачи — чтобы ближние проявили признательность за труды, но отклика нет. А завтра ты вновь должен делать то же самое. И послезавтра. Так мы приходим к тому, что без глубины веры душа опустошается.
Что если изменить вектор нашего устремления? Делать что-либо не для кого-то, а для Бога. Ведь когда мы мыслим в категории «я — для них», сразу рождается ожидание в ответ «они — мне», и здесь постоянно могут возникать сложности. Но стоит перейти в категорию «я — для Бога», дальше уже будет действовать Господь. Во-первых, Он восполнит затраченные силы — потому что мы старались, выполняли Его заповедь о любви к ближним, а Он сказал: В малом ты был верен, над многим тебя поставлю (Мф. 25, 21). Ну и во-вторых, Бог Сам будет проявлять заботу о наших близких и даст им то, что необходимо им на самом деле, а не то, что мы считали нужным.
Так, поставив Бога главным, мы ограждаем себя со всех сторон: и от разочарования, и от тщеславия. Если люди нас не благодарят, ничего страшного, мы же не для них, а для Бога стараемся. И если благодарят, тоже не принимаем на свой счет: ведь это не мы, а Господь позаботился.
Журнал «Отрок», № 2 (100), 2020