Когда меня спрашивают, почему и как я пришел в Церковь — всегда непросто сформулировать четкий ответ. В Церкви я с детства. Нахожусь в ней, сколько себя помню. Передо мной никогда не стоял выбор, который переживают многие другие. Я как-то совершенно естественно пришел в Церковь и без нее не вижу смысла в самой жизни. Но сегодня, прочитав одну замечательную статью, я вдруг понял, что именно стало наиболее притягательным для меня в самом начале, в самом раннем детстве, а потом и в юности, и дальше. Это пение.
Церковное пение захватило меня с самого начала пути. Оно увлекло и научило полюбить службу и молитву.
В храме слободы Михайловка Железногорского района Курской области в 70-е годы пели деревенские женщины. Ими руководила матушка Татьяна, супруга настоятеля — отца Евгения Шпаковского. Интеллигентная, образованная, скромная и строгая — она попала в круг обычных крестьянок. По праздникам их набивалось на клирос человек до двадцати. Сильные и красивые голоса, искреннее и задушевное пение не оставляли равнодушным никого.
Многие желали бы попасть на тот клирос. Это было в те годы очень почетным, и требовались не только голос, слух и знания, но и нравственный авторитет в приходе.
Когда они запевали на литургии «Благослови душе моя Господа», «Во Царствии Твоем», «Милость мира», дух захватывало, это была такая мощь! Пели самозабвенно и сильно. Не притворялись «смиренными» и не пели, как говорил когда-то отец Матфей (Мормыль), «одной ноздрей». Они изливали Богу всю душу. По-крестьянски, но искренне. По-настоящему. По-человечески.
В 11 лет и я попал на этот клирос. Правда, мечтал и раньше, до этого возраста. Но времена были другие, взрослые боялись в церковную жизнь погружать несовершеннолетних. Не испугался только командированный тогда в наш храм отец Валерий (ныне митрополит Виленский и Литовский Иннокентий). Он взял меня в алтарь. А я всегда, когда только было можно, сбегал на клирос.
Пение! Церковное пение! Оно было и, уверен, остается для многих самым мощным и убедительным словом Церкви. Когда в 12 лет я впервые услышал архиерейский хор Курского Сергиево-Казанского собора, будучи подростком, я ощутил себя как будто в раю. После службы мне не хотелось уходить из храма. Я желал, чтобы время остановилось и уже ничего не происходило бы.
Клирос в поселке Кромы Орловской области и правый хор под управлением Д.О. Коваленко — это еще один отрезок жизни, когда все было пронизано пением — кантами слепых монахинь и произведениями выдающихся орловских певцов, приезжающих в Кромы каждую субботу.
Конечно же, неповторимый хор архимандрита Матфея, в мои студенческие годы — бывший тогда визитной карточкой Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии. Именно он дал многим путевку в жизнь. В жизнь Церкви. В стихию богослужения, которое состоит из пения.
Хор Московского Сретенского монастыря. Хор собора Рождества Иоанна Предтечи в Прокопьевске и тезоименитого храма на Пресне в Москве — под управлением В.Г. Мамчура. Мужской, смешанный и женский хоры Санкт-Петербургской духовной академии.
Взойдя на холм зрелого возраста, с которого так хорошо обозримо прошлое, вижу, как много значит хорошее церковное пение в жизни нашей Церкви. Как важно соединить подлинный талант со знаниями. Как важно, чтобы церковным пением занимались люди талантливые от рождения и одновременно профессионалы, которые на протяжении всей своей жизни не успокаиваются на достигнутом и оттачивают свое мастерство, не стесняются постоянно учиться. Ведь без работы над собой и хором любой талант угасает, а харизма перестает увлекать.
Наши духовные учебные заведения должны выпускать подлинных профессионалов в области церковного пения. Как бы хотелось, чтобы так и было.
Сегодня прочел статью об этом. Рекомендую ее нашим преподавателям и студентам. Рад, что об этом стали говорить. О вкусах не спорят, но под всем, что написано в ней, готов подписаться. Именно это и пусть будет нашей общей целью.